porsche.jpg

Конструкция и размещение световых приборов

Число сигнальных огней на современном автомобиле довольно велико, а их размещение сосредоточено главным образом в передней и задней части машины. Нормы на размещение их по ширине и высоте автомобиля регламентированы cоответствующими правилами и стандартами, и это еще более сужает пространство, в котором они должны быть размещены.

Поэтому в целях экономии места и удобства монтажа сигнальные фонари нередко объединяют по нескольку единиц в общую конструкцию.
Примечание. Двухнитевая лампа считается за два источника света.

Группирование световых приборов в общем корпусе широко применяется, так как упрощает их монтаж в процессе сборки автомобиля.
Внешнее оформление и расположение световых приборов подчиняется эстетическим требованиям и требованиям к оформлению кузова автомобиля и в процессе эволюции внешних форм автомобиля и изменения вкусов и моды существенно меняется.

Москвич-407 фары

Рис. 1-37. Совмещенный передний габаритный фонарь и указатель поворота автомобиля «Москвич-407» (а); группированный задний фонарь автомобиля «Волга М-21» (б); группированный задний фонарь автомобиля «Москвич-407» (в).

На рис. 1-37,а приведен пример совмещенного переднего габаритного фонаря и указателя поворота с двухнитевой лампой 21 + 3 кд. Фонарь встраивается в переднее крыло автомобиля, и нить 3 кд используется для габаритного огня, а нить 21 кд — для указателя поворота. Пластмассовый рассеиватель — бесцветный.

На рис. 1-37,6 изображен задний фонарь автомобиля «Волга М.-21», в котором в корпусе 1 сгруппированы два прибора: сигнал торможения, совмещенный с указателем поворота и габаритным огнем 2 (красный), и фонарь заднего хода 6 (белый) с однонитевой лампой 5.

Совмещенный фонарь имеет двухнитевую лампу 3 с нитями 21+6 кд; нить 6 кд обеспечивает габаритный огонь, нить 21 кд — сигнал торможения и указатель поворота: сигнал торможения подается одновременным горением нитей 21 кд обоих фонарей — правого и левого, а указатель поворота — мигающим светом нити 21 кд фонаря, расположенного с той стороны, куда совершается поворот. Фонарь заднего хода имеет однонитевую лампу 21 кд. Красный рассеиватель 2 имеет круглый выступ 4, являющийся световозвращателем.
Описанные фонари автомобиля ГАЗ-21 (1958 г.) были выполнены по американским нормам того времени. По современным европейским правилам огонь указателя поворота должен быть оранжевым, и это исключает возможность его совмещения с другими огнями. Поэтому во всех отечественных автомобилях нового выпуска передние и задние указатели поворота выполняются в виде отдельных фонарей или в виде отдельных огней группированных фонарей и имеют оранжевый цвет.
На рис. 1-37,в приведен соответствующий европейским требованиям группированный задний фонарь легкового автомобиля «Москвич-407», имеющий в общем корпусе отделения с однонитевыми лампами: верхнее с лампой 21 кд и оранжевым рассеивателем, являющееся указателем поворота; среднее с лампой 21 кд и красным рассеивателем, являющееся сигналом торможения, и нижнее с лампой 3 кд и также красным рассеивателем для заднего габаритного огня.

Вследствие относительно небольшой силы света сигнальных фонарей к ним не предъявляется жестких требований и они выполняются с упрощенной оптикой, т. е. рассеивателями, имеющими преломляющие призменные и линзовые элементы без отражателей или, с примитивными отражателями: Требования к точной фокусировке лампы также обычно не предъявляются, и поэтому лампы, применяемые в сигнальных фонарях, снабжаются цоколем 1Ш15 или 2Ш15 («малый сван»).

На рис. 1-38,а изображено расположение сигнальных фонарей на автомобиле ГАЗ-24.

расположение фар ГАЗ

Рис. 1-38. Примеры размещения световых приборов на автомобилях.
а — с вертикальной компоновкой задних фонарей (ГАЗ-24); б —с прямоугольными фарами и горизонтальной компоновкой задних фонарей (ВАЗ-2140).
1 — передние габаритные фонари; 2 — указатели поворота; 3 — задние габаритные огни; 4 — фонарь заднего хода; 5—фонарь освещения номерного знака; 6 — световозвращатели; 7 — сигнал торможения.

Рис. 1-39. Примеры применения блок-фар.

а— с вертикальной компоновкой передних световых приборов («Мерседес-300»); б —с горизонтальной компоновкой передних световых лриберов («Крайслер»).

Передние габаритные фонари и фонари передних указателей поворота выполнены отдельными и расположены под главными фарами. Задние фонари — группированные и состоят из трех секций. Средняя секция с однонитевой лампой и оранжевым рассеивателем обеспечивает огонь указателя поворота; верхняя секция является совмещенным сигналом торможения и задним габаритным огнем, она имеет красный рассеиватель и двухнитевую лампу 21—5 кд (малая нить для габаритного огня, большая — для сигнала торможения); нижняя секция с лампой 21 кд и прозрачным рассеивателем является фонарем заднего хода.
Приведенное на рис. 1-38,а вертикальное расположение задних сигнальных фонарей не отвечает формам и стилю кузова современных легковых автомобилей последних выпусков и поэтому продолжает применяться лишь для кузовов типа «Универсал» с открывающейся задней дверью.

Для легковых автомобилей в связи с типовой современной формой кузова и конструкцией багажника получает все более и более широкое распространение горизонтальная компоновка задних сигнальных фонарей. В качестве примера на рис. 1-38,6 изображено размещение сигнальных фонарей на автомобиле ВАЗ-2140. Задние фонари размещаются горизонтально, рядом, и конструктивно объединяются в общем корпусе. Такой группированный задний фонарь содержит три — шесть секций, нередко включает в себя и световозвращатель и крепится к кузову как комплектное изделие. Отдельно выполняется фонарь освещения номерного знака, который всегда располагается посредине задней части автомобиля. Такая горизонтальная компоновка задних огней в последнее время распространяется также и на грузовые автомобили.
На рис. 1-39 показаны примеры применения блок-фар на зарубежных легковых автомобилях.

Электрооборудование: содержание
car interiorLorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s...