alfa.jpg

Разрушения вследствие аварии часть 4

краш тестОднако нагружать рулевые тяги можно не только усилием на руле, но и реакцией со стороны дороги. Если боковое воздействие на колесо со стороны дороги будет сильным, но мягким, например, из-под переднего колеса вывернулся крупный камень или водителем сделана попытка под небольшим углом переехать высоко выступающий рельс, у водителя из рук выбьет руль. Во время резкого удара о препятствие инерция деталей рулевого привода позволяет нагрузить тягу очень высокой нагрузкой, практически ничего не передав на руль. Естественно, что тогда основная сила будет приложена к тяге. В случае сжатия тяги автомобиля ВАЗ-2101 в процессе удара силой 1000-1200 кГс, она из-за кривизны внутреннего наконечника теряет продольную устойчивость, начинает изгибаться и ломается по его резьбе вблизи края муфты или по муфте (рис. 4). То же происходит и с тягами переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108, но для него, кроме указанного механизма излома внутреннего наконечника тяги в зоне контргайки, существует второй способ разрушения тяги, Реализуется он в том случае, когда в результате фронтального удара и разрушения деталей подвески (кронштейна крепления растяжки, рычага и др.) колесо с нижней частью стойки сдвигается до упора в заднюю часть арки, а тяга, смещаясь со стойкой назад, ударяется о задний край проема в брызговике моторного отсека и ломается в результате действия так называемой перерезывающей силы.
Поскольку тяга ломается при значительном усилии, могут быть погнуты шаровые пальцы наконечников, повреждаются и выпучиваются в проем окна наконечников края нейлоновых, вкладышей, удерживающих шаровые пальцы. У автомобилей классической компоновки скручивается маятниковый рычаг или сошка (бобышки для крепления шаровых пальцев становятся не параллельными), разрушается вдоль вала сошки силуминовый картер рулевого механизма. Нередко на червяке или ролике имеются вмятины от деформации слоя нитроцементации.
Все эти признаки свидетельствуют о передаче тягой высокой однократной нагрузки перед разрушением.
Поскольку материал рулевых тяг применяется в горячекатном или отпущенном состоянии (феррито-перлитная структура), и тяги разрушаются в зонах, не имеющих перепадов диаметра, фактура поверхности разрушения более макрохрупкая, имеются фасетки. Поверхность излома ступенчатая, с достаточно ярко выраженным фокусом на стороне действия растягивающих напряжений. При совмещении частей тяги отчетливо наблюдается остаточная деформация от изгиба. Микроструктура тяг техническими требованиями не оговорена.

car interiorLorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s...