Бесступенчато-регулируемая трансмиссия
В 1987 году компании Форд и Фиат начали выпуск бесступенчато-регулируемых коробок передач. Эти устройства были модернизацией системы Van Doome, которая использовалась на небольших автомобилях DAF в 1955 году.
В коробке Ford СТХ (Continuously variable TransaXle) используется тот же принцип ременного привода, что и в коробке Van Doome, но вместо использования двух резиновых приводных ремней, работающих на растяжение, в коробке передач СТХ применяется один стальной ремень, работающий на сжатие. Такая коробка передач подходит для переднеприводных автомобилей с рабочим объемом двигателя до 1,6 литра, и изготовитель заявляет, что она более экономична, чем обычная автоматическая коробка передач.
На рис. 7.39 изображена такая система с ремнем V-образного сечения, расположенным на двух регулируемых конических шкивах. Первичный шкив соединен с двигателем при помощи одноступенчатой планетарной передачи со сложными сателлитами, а вторичный шкив соединен при помощи пары шестерен-редукторов к главной передаче.
Одна половина первичного шкива, подсоединенная непосредственно к гидравлическому исполнительному механизму, перемещается, когда требуется изменение передаточного числа. При изменении ширины шкива изменяется эффективный диаметр, посредством которого осуществляется передача. Натяжение ремня управляется изменением диаметра вторичного шкива; это достигается путем использования жесткой пружины, которая придавливает две половинки вторичного шкива друг к другу.
Многодисковая муфта управляет планетарной передачей, обеспечивая передачи переднего и заднего хода; одна муфта соединяет солнечную шестерню с водилом для получения передачи переднего хода, а другая блокирует кольцевую шестерню к картеру коробки передач, обеспечивая передачу заднего хода. Эти муфты погружены в масло и устроены так, что они проскальзывают при малых оборотах, это дает возможность автомобилю «ползти» во время маневрирования.
Ремень состоит из большого количества V-образных стальных элементов, собранных на двух стальных лентах.
Когда ремень приводится в действие, каждый стальной элемент передает удар, толкая соседний Элемент.
Гидравлическая система и органы управления у водителя такие же, как и в обычно автоматической коробке передач. Когда выбирается режим передачи, гидравлическое давление от приводимого двигателем насоса воздействует на соответствующий исполнительный механизм муфты. При движении автомобиля регулировка передаточного числа осуществляется благодаря действию гидравлического клапанного устройства; оно изменяет давление, приложенное к шкиву исполнительного механизма, в соответствии с сигналами, которые оно получает от датчиков оборотов коленчатого вала двигателя и скорости движения автомобиля.
Когда автомобиль ускоряется или тормозится, поведение автомобиля вначале кажется странным для водителя, привыкшего к работе с обычными системами. Поскольку система бесступенчатого регулирования выбирает наилучшее передаточное число для данных условий работы, двигатель не должен ускоряться при переключении каждой передачи, прежде чем автомобиль достигнет требуемой скорости движения.