Первые автомобили не имели остекления, были открыты и потому продувались свежим воздухом (более ста лет тому назад он действительно был чистым и свежим!) со всех сторон. С появлением закрытых кузовов возникла проблема их вентиляции и понижения температуры воздуха в салоне при существенном нагреве солнцем поверхностей автомобиля.
Обычно по направлению движения автомобиля на первом месте в подкапотном пространстве располагается конденсатор. Являющийся частью стороны высокого давления, обдуваемый вентилятором и набегающим в движении потоком воздуха, конденсатор представляет собой теплообменник (обычно - с перекрестным током теплоносителей), предназначенный для отвода выделяющейся при конденсации теплоты от превращающихся в жидкость паров хладагента. Его конструкция подобна конструкции радиатора системы охлаждения, и размещается он обычно перед радиатором.
Другим теплообменным аппаратом является расположенный на стороне низкого давления испаритель. Ввиду повышенной влажности у его поверхностей он размещается в герметичном кожухе. Испаритель располагают под панелью в салоне автомобиля. Это расположение определяет необходимость минимизировать его габариты.
Эффективная работа кондиционера в значительной степени зависит от условий теплосъема с поверхностей конденсатора и испарителя. Так, для отвода теплоты, переносимой из салона автомобиля в окружающую среду, необходимо обеспечить теплоотдачу от теплоносителя, переходящего в конденсаторе в жидкую фазу.
Устройства для предпускового прогрева масла в настоящее время выпускает ряд фирм. Так, основанная в 1942 г фирма Kim Hotstart предлагает подключаемые к внешней электрической сети погружные подогреватели масла различной мощности. Подобные подогреватели могут использовать как энергию установленного на транспортном средстве аккумулятора (что может завершиться его разрядкой), так и энергию внешней электрической сети. Использование энергии внешней электрической сети позволяет удлинить срок службы аккумулятора.
Для создания в кабине водителя или в салоне легкового автомобиля комфортных условий выпускаются воздушные отопители, в теплообменнике которых образующиеся при горении топлива продукты сгорания подогревают лишь подаваемый в салон воздух.
Действительно, температура в салоне оставленного на солнцепеке автомобиля может подняться выше ста градусов, а потому принудительная вентиляция при неработающем двигателе (и, естественно, кондиционере) становится весьма желательной. Постоянно подаваемый вентилятором извне автомобиля воздух обеспечивает в салоне к приходу водителя терпимые температурные условия. При этом возможно включение как штатного вентилятора системы отопления, так и вентилятора автономного отопителя.