Техническое обслуживание кузова автомобиля ВАЗ 2105
Рис. 1.1. Каркас кузова:
1 - передок в сборе; 2 - боковина; 3 - рама ветрового окна; 4 - крыша; 5 - боковая панель крыши; 6 - нижняя панель рамы заднего окна; 7 - задняя панель; 8 - заднее крыло; 9 - пол в сборе; 10 - переднее крыло;
Особенности конструкции кузова
Кузов автомобиля типа седан, четырехдверный, цельнометаллической, сварной, несущей конструкции. Кузов состоит из скелета и навесных узлов: капота, крышки багажника, дверей, бамперов, внутренней обивки и наружной облицовки.
Остов кузова представляет собой твердую пространственную ферму, состоящую из узлов: полы с передком и панелью задка 7 (рис. 1.1.), Правой и левой боковин 2 в сборе с задними крыльями 8, передних крыльев 10 в сборе с усилителями и крыши в сборе с рамами ветрового и заднего окон.
Двери кузова состоят из двух панелей - наружной и внутренней. Панели соединены сваркой по периметру. С внутренней стороны к двери на пружинных держателях крепится обивка дверей. Все замки роторного типа с блокировкой открывания дверей.
Капот навешивается на кузов по переднему краю и запирается замком. Замок оснащен тросовым приводом с рукояткой, расположенной в салоне с левой стороны под панелью приборов.
Крышка багажника по строению аналогична капота. Замок отпирается только поворотом ключа. Торсионы облегчают открывание крышки и удерживают ее в открытом положении.
Передние сиденья с индивидуальным регулированием положения и наклона спинки. Спинка имеет грубое и тонкое регулирование по наклону. Для создания мест сиденья можно сдвигать вперед, а спинки отвергать.
Отопление салона обеспечивается воздухом, подогревается жидкостью системы охлаждения двигателя. Управление отопителем осуществляется ручками рычагов управления.
Техническое обслуживание кузова. Кузов легкового автомобиля, как отмечалось, составляет несущий элемент его конструкции. Поэтому ремонт кузова - это трудоемкая операция, для выполнения которой требуется специальное оборудование, в связи с чем его осуществляют на станциях технического обслуживания и ремонтных предприятиях. Однако многие из неисправностей могут устранить сами водители.
Неисправности кузова их причины и методы устранения
Уход за кузовом автомобиля заключается в его мытье, содержании в чистоте обивки, окрашенных и хромированных поверхностей и своевременному смазки трущихся и подверженных коррозии частей. Суконные подушки и спинки сидений следует очищать пылесосом или щеткой, обивку из кожзаменителя - промывать мыльной теплой водой, а затем протирать насухо мягкой тряпкой или замшей. Лучшая защита обивки сидений - применение матерчатых чехлов.
Периодически надо смазывать замочные скважины дверей и крышку багажника порошковым графитом (в теплое время года) или техническим вазелином (зимой). Шарнирные соединения и петли поворотных стекол следует смазывать всесезонной маслом для двигателя (М 63/10 ГИ или М 10 ГИ). Торсионы крышки багажника, упор капота, ограничители открывания дверей, шарниры и пружины крышки люка топливного бака смазываются техническим вазелином ВТВ 1, а салазки перемещения передних сидений и замок двери - консистентной смазкой (ФИОЛ 1).
Проверка и исправление кузова
Значительная часть ремонтных работ кузовов приходится на аварийные автомобили, в большинстве случаев требуют проверки геометрии точек крепления узлов и агрегатов шасси автомобиля .
Рис. 2.1. Основные размеры проверки точек крепления агрегатов:
0 - базовая линия; 1 - верхнее крепление радиатора; 2 - крепление картера рулевого механизма и маятникового рычага; 3 - ось педалей тормоза и сцепления; 4 - центр рулевого механизма;
5 - центр колеса; 6 - крепление амортизаторов задней подвески; 7 - центр заднего технологического отверстия центрального усилителя пола багажника; 8 - заднее крепление глушителя выпуска газов;
9 - переднее крепление глушителя; 10 - крепление поперечной штанги задней подвески;
11 - ось задних колес; 12 - оси болтов крепления верхних продольных штанг задней подвески;
13 - оси болтов крепления нижних продольных штанг к кронштейнам кузова;
14 - крепление кронштейнов нижних продольных штанг; 15 - центр заднего технологического отверстия переднего лонжерона; 16 - центр технологического отверстия переднего лонжерона;
17 - центр колеса; 18-точки крепления поперечины передней подвески; 19-крепления стабилизатора поперечной устойчивости; 20 - нижнее крепление радиатора; 21 - ось автомобиля;
22 - верхнее крепление радиатора; 23 - ось передних колес; 24 - крепление задней подвески двигателя;
25 - крепление опоры карданного вала; 26 - крепление амортизаторов задней подвески
Для контроля геометрии точек крепления узлов шасси, показанных на рис. 2.1., А также для выполнения сложного ремонта с одновременным контролем используется установка для ремонта и контроля кузовов в сочетании с приспособлениями для исправления.
Приспособление для правки закрепляется на раме со стороны деформированной части кузова.
Повреждения кузова могут быть самыми разными. Поэтому правила ремонта в каждом отдельном случае должны быть своими, наиболее подходящими для этих повреждений.
Почти во всех случаях повреждений необходимо снимать некоторые детали, чтобы найти повреждения. В случаях серьезных повреждений забирают все внутренние обивочные части, чтобы облегчить измерение, контроль и установку гидравлических или винтовых домкратов для устранения перекосов и прогибов.
Исправлением необходимо восстановить первоначальные линейные размеры скелета кузова.
Диагональные размеры проемов окон должны составлять для ветрового окна 1375 ± 4 мм, для заднего 1322-2 мм. Расстояния между фланцами проемов окон по оси автомобиля должны быть равными соответственно для ветрового окна 537 + 3 мм, для заднего 509 + 3 мм.
Разница диагональных размеров проема ветрового окна, а также проемов заднего окна, капота, крышки багажника одного кузова не должна превышать 2 мм.
Наиболее часто при ремонте скелета требуется замена крыльев, панелей крыши, передка и задка. Методы замены и ремонта этих деталей можно взять за основу при ремонте и других деталей каркаса. Необходимо также знать расположение сварных швов .