Динамический коридор
Рассмотрим причины, следствием которых могут быть вышеупомянутые и, на первый взгляд, необъяснимые аварии.
Одной из причин аварии может быть несоответствие динамического коридора дорожным условиям. Благодаря возмущающим воздействиям неровностей дорожного полотна и воздушного потока автомобиль постоянно отклоняется от направления движения, т.е. движется под некоторым углом к продольной оси дороги. Водитель замечает отклонение не сразу, а когда оно достигает заметной для него величины, и поворотом рулевого колеса начинает возвращать автомобиль на прежний курс. Суммарное поперечное смещение автомобиля от выбранного направления складывается из величины, незамеченного водителем отклонения, времени его реакции, скорости выполнения маневра, времени срабатывания рулевого привода и скорости движения автомобиля. В результате полоса дороги, необходимая для движения, так называемый динамический коридор, превышает ширину автомобиля и пропорциональна скорости движения.
Динамический коридор при одной и той же скорости меняется в зависимости от технического состояния рулевого управления и ходовой части, опыта водителя, качества дорожного полотна, наличия ветра, освещенности и пр. По-видимому, многие наблюдали, как приходится крутить руль водителю старого дряхлого грузовика, чтобы всего-навсего ехать прямо. Это отличный пример, иллюстрирующий влияние состояния технической части автомобиля на его безопасность. Неопытные, усталые, больные или пьяные водители также постоянно "рулят", в результате чего автомобиль заметно виляет. Значительно расширяется динамический коридор в темное время суток, когда из-за плохого зрения или отсутствия ориентиров водитель не может четко контролировать направление движения.
В результате ширина динамического коридора может превысить ширину полосы движения, и, например, при встречных разъездах или объезде неровностей происходит съезд колесами одной стороны на обочину, а что еще хуже - контакт со встречным грузовиком или его прицепом, динамический коридор которого обычно значительно превышает коридор тягача. Поскольку водители объективно не способны оценить истинную величину динамического коридора, причина аварии для них бывает совершенно непонятна, и они пытаются переложить ее на автомобиль при условии, что на последнем при ударах что-нибудь сломалось.
Если из-за неопытности водитель не может оценить допустимую скорость движения на незнакомой ему дороге, необходимо ориентироваться на указания дорожных знаков, которые ограничивают скорость с учетом динамического коридора. Во всяком случае, необходимо взять за правило: перед разъездами со встречным транспортом на узких дорогах необходимо заблаговременно снижать скорость.