Сцепление шин с дорогой ч.1
Причиной наибольшего количества аварий при внешне благоприятных обстоятельствах является потеря устойчивости, т.е. способности автомобиля без участия водителя или управляемого водителем сохранять заданное направление движения при действии на него возмущающих сил. Реже причиной аварии становится потеря управляемости, т.е. способности автомобиля слушаться руля. Потеря устойчивости и управляемости может быть вызвана дорожно-климатическими условиями, состоянием автомобиля или же недопустимыми в данной ситуации действиями водителя. В результате автомобиль произвольно меняет курс, водитель не успевает или не способен предотвратить нежелательное развитие событий, и его ждет кювет или столкновение со встречным транспортом.
Поскольку в подавляющем большинстве случаев потеря устойчивости происходит из-за недостаточного сцепления шин и дорожного покрытия, предотвращение и борьба с этим явлением невозможны без понимания основ работы шин на дороге. Обычное бытовое понимание хорошего или недостаточного сцепления шин с дорожным полотном, в сочетании с возможными режимами работы колеса (качение, тяга, торможение) и конструктивными особенностями автомобиля (полный, передний, задний привод, тип подвески и пр.), определяют особенности его поведения на дороге, которые могут существенно различаться при тех же действиях водителя или возмущающих внешних сил.
Величину сцепления характеризуют отношением силы трения между колесом и дорогой к нагрузке на колесо. Поделив силу на силу получаем безразмерную величину, Такая характеристика сцепления удобна, поскольку не зависит от веса автомобиля и разницы нагрузок на колесах. Называют это отношение коэффициентом сцепления, обозначая греческой буквой "фи" (Ф). Понимать значение надо так: если Ф = 0.5, то для принудительного изменения курса или поперечного смещения катящегося автомобиля необходимо приложить усилие, равное половине его веса, если Ф = 0.1, то только 10 %. Разумеется, что именно эта сила сцепления используется и при движении автомобиля, только часть ее перемещает, а часть удерживает автомобиль на дороге.