alfa.jpg

Скорость движения и сцепление шин с дорогой ч.2

Б.Е. Боровский в своей книге приводит данные Э.Г. Подлиха о снижении величины коэффициента сцепления в зависимости от скорости в % от первоначальной величины (таблица 4).
А.И. Гришкевич считает, что зависимость между величинами коэффициентов сцепления может быть определена выражением:
Фv=Фx(1-AV)
где: .
Фv - коэф. сцепления при указанной скорости;
Фx - коэф. сцепления при малой скорости;

сцепление шины с дорогой

А - 0.015-0.03 для асфальтобетонных покрытий зависит от
типа шины и дорожных условий;
V - скорость движения (м/с)
При движении по мокрому покрытию большое влияние на сцепление оказывают удельное давление в пятне контакта, структура поверхности дороги, толщина пленки воды, давление воздуха в шине, режим работы колеса (качение, разгон, торможение), тип, рисунок и величина износа протектора. Протектор с рисунком на мокрой дороге имеет преимущества перед изношенной шиной до тех пор, пока вместимость впадин и канавок достаточна для приема выжатой из зоны контакта воды.
Представление об изменении сцепных свойств на мокрой дороге в зависимости от толщины пленки воды дают данные, приведенные в стандарте Канады:
Толщина слоя воды менее
0.25 мм Ф =0.6-0.7
0.25-0.75=0.3-0.6
0.75-2.5=0.28-0.3
более 2.5=0.05
Коэффициент сцепления 0.05 означает, что шина начала глиссировать, практически не касаясь дорожного покрытия. Это явление называют аквапланированием.
Очевидно, что опытный водитель должен ждать аквапланирования при движении во время сильного дождя, пересечении протяженных луж и езде по дорогам, имеющим заполненные водой продольные канавки, выдавленные в размягченном асфальте колесами грузовых автомобилей. Опасность аквапланирования весьма велика на шершавом поношенном асфальте, где по всем внешним признакам шине есть за что зацепиться. Дело в том, что в лунках такого асфальта долгое время задерживается вода, которая начинает выдавливаться из них при заглублении элементов протектора шины внутрь лунок. В результате вода, выдавливаясь из лунки, прорывается между ее краями и запирающей воду в лунке поверхностью шины, отталкивая последнюю, тем самым снижая сцепление шины с дорогой. Этот эффект был обнаружен около четверти века назад в ФРГ, когда получили массовое распространение ошипованные шины. Через некоторое время их использования стало стремительно нарастать количество необъяснимых аварий. Водители аварийных автомобилей утверждали, что автомобиль вдруг переставал реагировать на руль. Оказалось, что аварии происходили на мокрых дорогах, имеющих большое количество лунок, выдавленных в асфальте шипами противоскольжения. В результате определения причины таких аварий в ФРГ запрещена продажа ошипованных шин.
Для водителя признаком аквапланирования является резкое снижение усилия на рулевом колесе и отсутствие реакции автомобиля на покачивание руля. Единственный способ прервать аквапланирование - снижение скорости движения. Однако нельзя сразу же жать на тормоза: сообразив, что передние колеса глиссируют, убедитесь, что вы вернули руль в исходное положение, и только тогда снижайте скорость. В противном случае контакт управляемых колес с дорогой произойдет под углом к направлению движения, и автомобиль потеряет устойчивость уже по другой причине.

car interiorLorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s...