Потеря устойчивости из-за действий водителя ч.3
Следующей причиной, приводящей к потере устойчивости, является резкий поворот руля. Из теории автомобиля известно, что поперечная сила, действующая на автомобиль при повороте, может быть представлена в виде суммы трех сил:
Ру = Ру1 + Ру11 + Ру111
Ру1 - составляющая поперечной силы, действующая во время всего поворота;
Ру11 - составляющая поперечной силы, действующая только во время поворота рулевого колеса
Ру111 - составляющая поперечной силы, действующая только при неравномерном движении автомобиля в повороте.
Эта составляющая невелика по сравнению с первыми двумя и обычно
в расчетах не учитывается.
Величина Ру1 прямо пропорциональна углу поворота управляемых колес, т.е. крутизне поворота и квадрату скорости движения автомобиля. По мере увеличения кривизны дороги на переходе от прямолинейного участка к закруглению эта составляющая поперечной силы (при неизменной скорости движения) растет и становится максимальной на самом крутом участке поворота. Однако влияние крутизны поворота значительно меньше влияния скорости движения, и водители, видя в закруглениях дорог явный источник опасности, обычно сбрасывают перед ними скорость, тем самым предотвращая потерю устойчивости,
Величина Ру11 прямо пропорциональна скорости движения и угловой скорости поворота управляемых колес. Действует эта сила только в процессе поворота рулевого колеса, складываясь с Ру1 при входе в поворот и вычитаясь при выходе. Эта ее особенность чрезвычайно важна для безопасности движения.
Практика показывает, что двигаясь по прямолинейному участку дороги и не зная о существовании второй составляющей поперечной силы, водители, инстинктивно уменьшая угол и скорость поворота рулевого колеса при маневрировании на явно скользкой дороге, позволяют себе резко "рвануть" руль при объезде ямок и других препятствий при хороших дорожно-климатических условиях. Кроме того, не считают также опасным резкий поворот руля в повороте для коррекции траектории движения автомобиля.
Приведу пример, подтверждающий сказанное и свидетельствующий о недопустимости таких действий. Один из очевидцев рассказывал, как, двигаясь в тихое солнечное утро по неширокой асфальтированной дороге, он заметил за несколько километров встречный легковой автомобиль. Когда до него осталось около полукилометра, увидел, как встречный автомобиль несколько раз занесло, затем он съехал с дороги, попрыгал по ухабам, перевернулся, стал на колеса и остановился. Причина происшествия однозначна: резкий поворот рулевого колеса при попытке объехать выбоину, внезапный для водителя занос, в результате которого он не справился с рулевым управлением.