Потеря устойчивости из-за действий водителя ч.4
Рассказанное подтверждается приведенной ниже таблицей, в которой определена скорость поворота рулевого колеса, при которой произойдет занос у прямолинейно движущегося по асфальтированной дороге автомобиля "Жигули'' классической компоновки.
Как следует из таблицы 5, для того, чтобы вызвать занос автомобиля на дороге с хорошим коэффициентом сцепления без учета его снижения в зависимости от скорости, руль надо поворачивать быстро. На скорости 60 км/час его надо вращать со скоростью около двух оборотов в секунду, на скорости 120 км/час - один оборот в секунду.
Это совсем не означает, что рулевое колесо должно сделать эти обороты полностью - достаточно с названной скоростью повернуть руль хотя бы на несколько десятков градусов в любую сторону. Если за эталон принять время поворота руля на 90 градусов, поскольку на этот угол его легко повернуть рывком, то (как показано в правой графе таблицы 5), чтобы вызвать занос на скорости 60 км/час, руль должен быть повернут на этот угол за 0,12 с. При скорости 120 км/час крутить руль надо медленнее, примерно за 0,25 сек. Подобные действия рулем не только психологически, но и физически невозможны. Если же учесть снижение коэффициента сцепления с увеличением скорости движения автомобиля, поворот руля на угол 90 градусов за 0,5 сек. не считается пределом для лихого водителя и на скорости 120 км/час может привести к заносу на прямой и сухой дороге.
Еще осторожнее надо манипулировать рулевым колесом во время поворота. Приведем аналогичный расчет для случаев движения автомобиля ВАЗ-2106 с нагрузкой 200 кг на поворотах различной крутизны.
При коррекции траектории автомобиля, а также при объезде препятствий во время движения на закруглениях дорог рулевое колесо приходится кратковременно поворачивать на значительные углы (вплоть до 90 градусов). Учитывая то, что на автомобиль уже действует центробежная сила Ру1, поворот руля, приводящий к уменьшению радиуса поворота, нужно делать осторожно. Из таблицы 6 следует, что поворот радиуса 100 м безопасно проходить на скорости 60 км/час, т.к. довороты руля на угол до 90 град, можно делать весьма резко, за время вплоть до 0,22 сек. По расчетам критическая скорость на таком повороте 84 км/час, и теоретически его можно пройти без срыва в занос при отсутствии тяги на ведущих колесах со скоростью 80 км/час. Но для
коррекции траектории прохождения поворота доворачивать руль в этом случае можно будет с большой осторожностью (тратить более 2 секунд для поворота руля на угол 90 градусов).