Конструкция корпуса фары
Существует два основных типа фар, различающихся способом их крепления на автомобиле: выносной на кронштейне (см. рис. 1-22) и встроенный (см. рис. 1-27). В фаре первого типа кронштейн имеет шаровой шарнир, дающий возможность поворачивать фару в любой плоскости при регулировке направления ее лучей.
Поэтому в корпусе такой выносной фары оптический элемент крепится жестко.
У встраиваемой фары корпус имеет фланец, которым он жестко крепится к крылу или другой детали оперения автомобиля; следовательно, для регулировки направления лучей фары ее оптический элемент должен иметь возможность перемещаться относительно корпуса на некоторый угол порядка 2—4° в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Типовая конструкция современных. встраиваемых фар с круглыми оптическими элементами была описана ранее (см. рис. 1-29,а и б) и здесь осталось сделать лишь дополнительные замечания.
Оптический элемент ложится на лицевую сторону опорного кольца своей опорной плоскостью, на которой имеются три фиксирующих выступа, входящих в пазы опорного кольца. Эти выступы и пазы расположены несимметрично, для того чтобы можно было вставить оптический элемент лишь в одном определенном положении. В приложении 7 показано расположение этих выступов у всех стандартизованных оптических элементов, причем расположение фиксирующих выступов у разных оптических элементов различно и рассчитано таким образом, чтобы нельзя было поставить оптический элемент в фару, для которой он не предназначен.
Перемещение опорного кольца в вертикальной и горизонтальной плоскостях достигается вращением регулировочных винтов, расположенных на одном из концов вертикального и горизонтального диаметров.
Для того чтобы при этом перемещении рассеиватель оптического элемента только изменял направление своей оси, а не смещался в поперечном направлении, что привело бы к упору его краев в декоративный ободок или потребовало бы увеличения зазора между ним и ободком, заднюю часть опорного кольца, лежащую на кромках или ребрах корпуса фары, профилируют по сфере с центром в точке, лежащей на пересечении оси рассеивателя с плоскостью, проведенной через наружные края его светового отверстия.
Прямоугольные фары большей частью не имеют неразборных оптических элементов, а их отражатель и рассеиватель крепятся разборным соединением - каждый 160 отдельно. При большом горизонтальном размере прямоугольной фары поворот оптического элемента при регулировке направления лучей фары на 4° сопровождается большим линейным перемещением боковых краев рассеивателя и выступанием их из декоративного ободка на 15—20 мм. Это обстоятельство заставляет отступать от традиционной конструкции неразборных оптических элементов круглых фар и крепить рассеиватель неподвижно, а регулировку направления лучей фары осуществлять лишь поворотом одного отражателя внутри корпуса фары.
На рис. 3-18 изображена конструкция подобной прямоугольной фары отечественного производства.
В корпусе 2 жестко закреплен рассеиватель 1. Отражатель 3 смонтирован внутри корпуса подвижно, на трех опорных шаровых головках.
Шаровая головка 4 является неподвижной опорой. Поворот отражателя в горизонтальной плоскости осуществляется вращением головки винта 6, перемещающего шаровую головку 7; отражатель при этом поворачивается вокруг вертикальной оси, проходящей через центры шаровых головок 4 и 5. Крайние положения отражателя изображены на рис. 3-18 пунктиром.
Регулировка наклона светового пучка фары осуществляется двумя винтами 8 и 9. Начальная (установочная) регулировка производится винтом 9; отражатель при этом поворачивается вокруг горизонтальной оси, проходящей через центры шаровых головок 4 и 7.
Корректировка угла наклона светового пучка фары (например, при изменении нагрузки автомобиля) производится винтом 8, от которого может быть сделан привод в кабину водителя.
На основе изображенной на рис. 3-18 конструкции также легко может быть осуществлена блок-фара с необходимыми светосигнальными приборами, соответствующая по внешнему виду эстетическому оформлению передней части автомобиля.