Классификация светосигнальных приборов
Назначение и наименование светосигнальных приборов автомобиля в зависимости от выполняемых ими сигнальных функций были описаны в гл. 2, в которой также были даны для них официальные нормы силы света, углов геометрической видимости, цвета и размещения на автомобиле.
В настоящем параграфе приводится классификация по светотехническим показателям.
Прежде всего светосигнальные приборы могут быть разделены на следующие два класса:
с активной светотехнической системой — фонари, имеющие свой источник света — лампу накаливания;
пассивные светосигнальные приборы — световозвращатели (катафоты), не имеющие своего источника света и дающие сигнал путем отражения света фар другого автомобиля.
К светосигнальным приборам условно относятся также и фонарь освещения номерного (регистрационного) знака автомобиля, а также фонарь заднего хода, совмещающий функцию сигнализации и освещения ближних предметов и участков пути при движении автомобиля задним ходом.
Активные приборы — фонари предназначены для режимов работы: продолжительного и кратковременного (сигналы торможения и указатели поворота).
Учет режима работы имеет значение при расчете нагрева фонаря и назначения режима испытаний на нагрев и гарантийную наработку.
По условиям применения и степени видимости их разделяют на:
приборы ночного применения — только для движения в темноте или при плохой видимости;
приборы круглосуточного применения — в любое время суток.
Эта классификация связана прежде всего с условиями видимости и силой света прибора. Для обеспечения видимости приборов ночного применения достаточна весьма небольшая сила света от 2 до 12 кд, легко осуществляемая фонарем простой конструкции. Для приборов круглосуточного применения, видимость которых должна быть обеспечена также и в солнечный день, необходима сила света около 200—700 кд, так что для этих приборов необходима и соответственно рассчитанная оптическая система. Кроме того, при ночном движении фонари с такой большой силой света могут вызывать дискомфортное ощущение и даже слепить водителей других автомобилей.
Сигнальные фонари автомобилей характеризуются, как правило, асимметричной структурой светового потока, так как по нормам горизонтальные углы их геометрической видимости значительно больше вертикальных. Поэтому светосигнальные фонари большей частью снабжаются рассеивателями с линзовыми или призматическими преломляющими элементами. Отражатели же не являются необходимым элементом и при невысоких требованиях к силе света фонаря отражатели иногда отсутствуют и заменяются окраской внутренней части корпуса фонаря в белый цвет.
Лампы накаливания, применяемые в фонарях, имеют мощность от 5 до 21 В и снабжены штифтовым цоколем Ш15, одно- или двухконтактным; требования к высоте светового центра менее жесткие: допуск составляет ±0,3—1,5 мм против ±0,15—0,35 для фарных ламп.
На рис. 4-1 приведены основные светооптические системы фонарей, собирающие световой поток лампы в более узкий конус. Для огней с небольшой силой света, в которых световой поток, содержащийся в пучке сигнала, значительно меньше светового потока используемой лампы, применяют оптическую систему с дисковой линзой Френеля с практически прямым или кривым несущим слоем без отражателя (рис. 4-1,а).
Эта система обладает неплохими данными: максимально возможный угол охвата дисковой линзы Френеля 2ф=100°. Выбор формы несущего слоя в большинстве случаев обусловлен эстетическими соображениями; в случае группированных огней система с дисковой линзой Френеля с кривым несущим слоем трудно применима.
Наибольшими возможностями использования светового потока лампы обладает система с параболоидным отражателем (рис. 4-1,6); ее и применяют в остальных случаях для фонарей с повышенной силой света.
Система с эллиптическим отражателем концентрирует световой поток во втором фокусе эллипса (рис. 4-1,в) и применяется в особых случаях.