Проблемы выбросов токсических веществ автомобилями
Непрерывное повышение интенсивности движения автотранспортных средств вызвало значительный рост загрязнения атмосферы крупных городов и индустриальных центров. Основными мерами по снижению загрязнения окружающей среды является совершенствование автотранспортного процесса и создание индустриальных систем автомобильного транспорта.
Совершенствование автотранспортного процесса имеет организационный характер, предусматривает снижение выброса токсичных веществ на единицу автотранспортной работы и организацию дорожного движения, режима движения автотранспортных мероприятий, повышение профессионального мастерства водителей, повышения коэффициентов использования грузоподъемности или вместимости автотранспортных средств, увеличение уровня эффективности использования собственных автомобилей (увеличение количества пассажиров в поездке, ограничения количества поездок и т.д.).
Создание индустриальных систем автотранспорта предусматривает улучшение технического состояния автотранспортных средств, применения дополнительных средств снижения токсичности автомобильных двигателей, создание системы контроля токсичности отработавших газов на автомобильном транспорте.
Эксплуатация подвижного состава, направленная на удовлетворение непрерывно растущих потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров, связанная с естественными изменениями его технического состояния, сопровождается увеличением выбросов токсичных веществ на единицу пути.
Выброс токсичных веществ на единицу транспортной работы (1 т-км) грузовыми автомобилями средней грузоподъемности с карбюраторными двигателями составляет: CO - 10,1 г / т-км, СН - 1,1 г / т-км, NOX - 1,6 г / т-км. При наработке 40 ... 50 т-км выброс CO увеличивается на 30 ... 40%, СН - на 20 ... 30%, a NOх, нa 15 ... 18%.
При длительной эксплуатации автомобиля отказа в основных агрегатах и системах, которые влияют на токсичность отработанных газов, распределяются так: двигатель - 26%, система питания - 38, система зажигания - 21 и трансмиссия - 15%.
Наиболее существенно влияет на выброс токсичных веществ техническое состояние подвижного состава автотранспорта. Неисправные или нерегулируемые автомобили загрязняют атмосферу гораздо больше, чем исправные. Высокий уровень и культура технической эксплуатации автомобилей заметно снижают загрязнение окружающей среды. Дальнейшее сохранение чистоты воздушного бассейна зависит от обоснованного выбора законодательных норм содержания токсичных веществ в отработавших газах и методов их определения.
В современных условиях автомобилизации наиболее эффективными способами уменьшения загрязнения атмосферы является усовершенствование транспортного процесса и применения антитоксических устройств, а в перспективе - создание новых типов энергетических установок и топлива. Снижение токсичности отработавших газов на автомобильном транспорте обусловлено необходимостью решения сложных технических и организационно-технологических проблем, таких как оптимизация дорожного движения транспортных средств; разработка индустриальных методов и прогрессивных технологических процессов в сфере технической эксплуатации автомобильного транспорта; усовершенствования технико-эксплуатационных свойств подвижного состава; создание рациональной структуры автомобильного парка; разработка и внедрение на автомобильном транспорте малотоксичных и нетоксичных видов топлива.