История трактора
Трактор—это самодвижущаяся колесная или гусеничная машина, приводимая в движение установленным на ней двигателем. Она предназначена для перемещения и приведения в действие механизмов прицепленных к ней или установленных (навешенных) на ней машин-орудий (сельскохозяйственных, дорожных и др.), тележек или саней для перевозки грузов, а также для привода в действие стационарных машин.
Слово трактор (tractor) — новолатинское, ог латинского traho — тащу.
Большой вклад в создание трактора внесли отечественные изобретатели и ученые. Еще в 1741 г. изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков смастерил «самобеглую коляску», а в 1766 г. уральский изобретатель Иван Иванович Ползунов создал паровую машину непрерывного действия. В 1791 г. гениальный русский механик, конструктор и изобретатель Иван Петрович Кулибин построил трехколесную «коляску-самокатку» с двумя ведущими колесами и одним передним, направляющим. В ней изобретатель применил ряд механизмов и устройств, которые мы встречаем в современном тракторе: коробку передач, рулевое управление, роликовые подшипники, тормоза, маховик.
Трактор Блинова. В 1880 г. механик Федор Блинов построил первый в мире гусеничный трактор, который он демонстрировал на Саратовской (1889 г.) и Новгородской (1896 г.) выставках. Посредине рамы длиной 5 м стоял паровой котел с двумя паровыми машинами. Вращение от каждой машины через, шестеренчатые передачи передавалось к ведущим колесам, находившимся в зацеплении со звеньями гусениц. Перед котлом размещались будка и баки для воды и топлива. Ввиду несовершенства конструкции трактор Блинова не получил распространения, но оказал большое влияние на развитие отечественного тракторостроения.
Основным препятствием в создании надежных конструкций тракторов было отсутствие легкого и мощного двигателя. Паросиловые установки того времени были очень тяжелы. Требовался двигатель легкий и относительно небольших размеров.
Так, в 1879—1889 гг. Огнеслав Степанович Костович построил двигатель внутреннего сгорания мощностью 80 л. с. (59 кВт). Его особенность — очень малая масса, всего 240 кг. Талантливый ученик Ф. А. Блинова Яков Васильевич Мамин одним из первых в мире создал бескомпрессорный дизель, пригодный для установки на трактор.
«Русский трактор». В 1911 г. Я- В. Мамин изготовил колесный трактор с дизелем в 25 л. с. (18 кВт) собственной конструкции и дал ему название «Русский трактор». После испытаний и небольшой переделки он построил трактор с двигателем в 45 л. с. (33 кВт). На Балановском заводе до 1914 г. было выпущено более 100 таких тракторов.
Кроме Балановского завода, незадолго до начала первой ММрйвоЙ войны несколько заводов России приступили к организации производства тракторов. К числу таких следует отнести «Аксай» в Ростове-на-Дону, заводы в Харькове, Коломне, Брянске и др. Но их роль п истории дореволюционного тракторостроения невелика. Тракторостроительной промышленности в царской России практически не существовало, Перед Великой Октябрьской социалистической революцией в сельском хозяйстве страны было всего 165 тракторов.
С первых дней Советской власти остро ставится вопрос о развитии отечественного тракторостроения. Основатель Советского государства В. И. Ленин особое внимание уделяет снабжению деревни техникой.
18 ноября (1 декабря) 1917 г. Совет Народных Комиссаров рассматривает вопрос обеспечения сельского хозяйства орудиями производства.
Трактор «Карлик». В марте 1918 г. по указанию В. И. Ленина конструктор Я. В- Мамин направляется за границу закупать оборудование для тракторного завода «Возрождение», который создается в г. Марксе Саратовской области. Здесь налаживается выпуск тракторов «Карлик» конструкции Я- В. Мамина с двигателем мощностью 12 л. с. (8,8 кВт). /Другие заводы небольшими сериями выпускают тракторы различных конструкций типа «Могул» — Коломенский, серию тракторов (500 шт.), под названием «Коломенец конструкции 11 Д. Львова — Коломенский и Брянский заводы и др.
Трактор «Запорожец». С 1923 до 1920 г. завод «Красный прогресс» в г. Кич- кассе выпустил 500 тракторов «Запорожец» оригинальной конструкции. Чтобы не применять сложный в изготовлении дифференциал, конструкторы ограничились одним ведущим задним колесом. Двухтактный двигатель мощностью 12 л. с. (8,8 кВт) с запальным шаром работал на, сырой черной нефти. Трактор имел только одну передачу вперед, развивал скорость 3,6 км/ч, мощность на крюке не превышала 6 л. с. (4,4 кВт).
Почти все тракторы, выпускавшиеся в то время, были несовершенны в техническом отношении, а их двигатели — маломощны и недостаточно экономичны.
Нужен был современный, экономичный трактор. И пока налаживалась разработка отечественного образца, было решено обратиться к зарубежному опыту. Вы-, бор пал на американский «Фордзон» — наиболее простой и дешевый трактор того времени.
Трактор «Фордзои-путиловец» сошел с конвейера завода «Красный путило- вец» п г. Ленинграде 1 октября 1924 г. Трактор Имел керосиновый двигатель мощностью 20 л. с. (14,7 кВт) и трехскоростную коробку передач, развивал скорость от 2,3 до 10,8 км/ч, мощность на крюке достигала 9 л. с. (6,6 кВт). Он выпускался до апреля 1932 г. За это время страна получила 49 568 тракторов.
Развивающееся сельскохозяйственное производство требовало все больше и больше тракторов. Возникла нужда в строительстве специализированных айподов.
По решению правительства, одобренному в ноябре 1928 г. Пленумом ЦК ВКП(б), в Сталинграде начинает строиться тракторный завод.
Трактор СТЗ-1Я/30. В качестве прототипа был взят трактор «Интернационал 5/30» с керосиновым двигателем мощностью 30 л. с. (22 кВт), 15 л. с. (11 кВт) на крюке. Трехскоросгнам коробка передач позволяла развивать скорость от 3,5 до 7,4 км/ч. Колеса имели стальные обода с шявозацепами. Уже 17 июня 1930 г. с конвейера завода сошел первый трактор. После многих лет работы он был отремонтирован, доставлен в Москву и 'установлен в Музее Революции.
Трактор XT3-15/30 выпускался Харьковским тракторным заводом, построенным и 1931 г., и имел устройство, подобное трактору CT3-15/30. Обе модели выпускались до 1937,г., всего произведено 397 000 тракторов.
Трактор С-60 — мощную гусеничную машину начал выпускать в 1933 г. вновь построенный Челябинский тракторный завод. Прототипом послужил американский «Катерпиллер». Двигатель мощностью 60 л. с. (44,2 кВт) работал на лигроине, трехскоростная коробка передач позволяла развивать скорость от 3 до 5,9 км/ч, мощность на крюке достигала 50 л. с. (36,8 кВт).
Трактор «Универсал» с керосиновым двигателем мощностью 22 л. с. (16,2 кВт)—пропашной колесный. Его производство начато в 1934 г. на Кировском заводе в Ленинграде (бывшем заводе «Красный путиловец») вместо трактора «Фордзон-путиловец». В качестве прототипа использован американский трактор «Фармолл». «Универсал» имел трехскоростную коробку передач и развивал скорость от 3,4 до 7,2 км/ч, мощность на крюке — 10 л. с. (7,36 кВт). Завод выпускал эту модель до 1940 г.
В апреле 1945 г. производство тракторов «Универсал» начал вновь построенный Владимирский тракторный завод и продолжал до 1955 г. Два завода выпустили 209 006 машин.
«Универсал» — первый советский трактор, экспортируемый за границу: в Голландию, Иран и Турцию.
Тракторы СТЗ-НАТИ и ХТЗ-НАТИ — гусеничные машины общего назначения отечественной конструкции. В 1937 г. на их производство перешли Сталинградский и Харьковский тракторные заводы. Двигатель мощностью 52 л. с. (37 кВт) работал на керосине, четырехскоростная коробка передач позволяла развивать скорость от 3,82 до 8,04 км/ч, мощность на крюке составляла 34 л. с. (25 кВт). Поскольку модели тракторов, выпускаемые обоими заводами, не различались конструкцией, их именовали объединенной маркой СХТЗ-НАТИ.
СТЗ выпускал эти тракторы с 1937 по 1942 г. и с 1944 по 1949 г., ХТЗ — с 1937 по 1941 г. и с 1944 по 1949 г.
Параллельно ХТЗ с 1938 по 1941 г. выпускал часть тракторов под маркой ХТЗ-Т2Г с газогенераторными установками, работавшими на древесном топливе твердых пород. Всего выпущено около 16 000 таких тракторов.
Тракторы СХТЗ-НАТИ в 1937 г. на Международной выставке в Париже получили высшую награду «Гран при».
Трактор С-65. В марте 1937 г. с конвейера Челябинского тракторного завода сошли последние машины С-60, а 20 июня уже началось производство гусеничных тракторов С-65 общего назначения. Дизельный двигатель М-17 имел мощность 75 л. с. (55,2 кВт), трехскоростная коробка передач обеспечивала скорость от 3,6 до 6,97 км/ч, мощность на крюке достигала 52 Л. с. (37 кВт). Завод выпускал эти тракторы до 1941 г., изготовив за это время 37 626 машин.
В мае 1937 г. на Международной выставке «Искусство и техника современной жизни» в Париже трактор С-65, собранный на опытном заводе, удостоился высшей награды «Гран при». С этой модели начался переход тракторного парка СССР на дизельные двигатели.
Быстрый рост тракторной промышленности способствовал тому, что к концу предвоенного периода свыше 40% производстве тря«торой приходилось на долю Советского Союза. По выпуску гусеничных тракторов СССР вышел на первое место в мире.
Огромный урон народному хозяйству нашей страны был нанесен немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны.
После освобождения временно оккупированных территорий Сталинградский и Харьковский тракторные заводы пришлось строить заново. Они восстановили производство тракторов СТЗ-НАТИ и ХТЗ-НАТИ (1944—1949 гг.)
Всего тракторные заводы в Сталинграде (СТЗ), Харькове (ХТ.Ч) и Рубцовеске (АТЗ) выпустили 210 744 трактора этого типа.
Трактор ДТ-54, позднее модель ДТ-54А, гусеничный общего назначения, превосходящий своих предшественников по всем основным технико-экономическим показателям. На его выпуск в 1949 г. перешли СТЗ и ХТЗ, а в 1952 г. и АТЗ. Дизельный двигатель развивал мощность 54 л. с. (39,7 кВт), пятискоростная коробка передач обеспечивала скорость движения от 3,59 до 7,9 км/ч. Мощность па крюке составляла 37 л. с. (27,2 кВт).
Тракторы типа. ДТ-54 отличались надежностью, удобством в обслуживании и управлении. В свое время они завоевали признание не только механизаторов нашей страны, но и зарубежных. Эти машины экспортировались в 36 стран Европы и Азии. Один экземпляр такого трактора передан и Музей Революции в Москве.
В 1963 г. с конвейера бывшего СТЗ, ныне Волгоградского тракторного завода (ВГТЗ), сошел последний трактор ДТ-54А и завод наладил производство более совершенных тракторов ДТ-75.
Харьковский тракторный завод выпускал тракторы ДТ-54А до 1902 г., а затем после их модернизации перешел на выпуск тракторов Т-74.
Трактор С-80 — мощная гусеничная машина с дизельным двигателем КДМ-46 мощностью 80 л. с. (59,9 кВт) выпускалась Кировским заводом, во время Великой Отечественной войны из Ленинграда на Урал. Трактор находился в производстве с 1940 Но 1908 г. Позднее заменен трактором С-100 и Т-100М с модификациями.
Трактор «Кировец» КД-39 — общего назначения. С 1945 но 1950 г. выпускался Липецким тракторным заводом. Дизельный двигатель имел мощность 37 л. с. (27,2 кВт) и развивал скорость 3,Н 1 + 9,11 км/ч. Всего на ЛТЗ выпущено 36 867 тракторов. После 1050 г. завод перешел на выпуск моделей Т-38 и Т-38М, в которых Продолжали использоваться основные сборочные единицы -модели КД-Зб.
Трактор ХТЗ-7, выпускавшийся Харьковским тракторным заводом с 1950 до 1950 г., — универсально (садово-огородный) безрамной конструкции. Двигатель мощностью 12 л. с. (8,83 кВт) работал на бензине. Коробка передач позволила развивать скорость от 0,71 до 12,73 км/ч.
Оригинальная особенность этого трактора — его способность двигаться вперед в назад (реверсивный ход) на всех основных передачах. Для продолжительной работы на заднем ходу переставляли сиденье, рулевое колесо, тормозные педали и др. Регулировались дорожный и агротехнический просветы.
С 1955 г. завод ХТЗ выпускал трактор под маркой ДТ-14, установив на ХТЗ-7 дизельный двигатель мощностью 14 л. с. (10,3 кВт). В дальнейшем эта модель неоднократно модернизировалась и выпускалась под маркой ДТ-14А, ДТ-14Б, ДТ-14В, ДТ-20, Т-25. Последний передан для производства Владимирскому тракторному заводу, где и выпускается до настоящего времени.
Тракторы «Беларусь» — универсально-пропашные, на пневматических шипах, с дизельными двигателями — начали выпускаться на Минском тракторном заводе.
Первый трактор марки МТЗ-2 сошел с конвейера 14 октября 1953 г. Он имел двигатель мощностью 36 л. с. (26,5 кВт) и пятискоростную коробку передач (4,56—12,95 км/ч).
Миллионный трактор «Беларусь» марки МТЗ-52 показали трудящиеся Минска на демонстрации 7 ноября 1972 г.- Его двигатель развивал максимальную мощность (10 л. с. (44,2 кВт), а девятискоростная коробка передач обеспечивала скорость передвижения в пределах 1,65-25,8 км/ч. Этот трактор — повышенной проходимости с четырьмя ведущими колесами.
Мартовский Пленум ЦК КПСС (1965 г.) и XXIV съезд КПСС поставили перед советскими тракторостроителями новые большие задачи. Нужно было не только увеличить количество выпускаемых тракторов, но и значительно улучшить их качество и надежность, быстрее перейти к выпуску энергонасыщенных машин.
Так, к концу IX пятилетки разработана и поставлена на производство Минским тракторным заводом совершенно новая модель МТЗ-80 и его модификации МТЗ-80Л, МТЗ-82 и MT3-82J1. Трактор типа МТЗ-80 отличается от своих предшественников не только большой мощностью двигателя, позволяющей получать соответственно большую производительность агрегата, но и лучшими условиями труда тракториста, большей надежностью и долговечностью, высоким уровнем унификации и взаимозаменяемости узлов и более простым техническим обслуживании. Кроме своего основного назначения, — работа на полях, где возделываются пропашные культуры, тракторы МТЗ-80 могут использоваться на транспортных работах, так как движутся» с высокой скоростью (до 35 км/ч), оснащены пневмосистемой для торможения прицепов и светосигнальной аппаратурой.
Ленинградский Кировский завод впервые в истории отечественного тракторостроения создал мощный колесный скоростной сельскохозяйственный трактор К-700 с двигателем 215 л. с. (158 кВт) и с 1964 г. приступил к его производству, а в 1976 г. перешел на новую модель — К-701, увеличив мощность двигателя до 300 л. с. (220,8 кВт). Ведутся дальнейшие разработки модификаций К-702, К-703.
Волгоградский тракторный завод заканчивает испытание новой модели ДТ-75С с двигателем мощностью 170 л. с. (125 кВт).
Харьковский завод с 1970 г. перешел на выпуск мощных тракторов гусеничной Т-150 и колесной Т-150К модификаций с двигателями соответственно 150 л. с. (110,4 кВт) и 165 л. с. (121,4 кВт).
Выполняя решения партии, тракторостроители я IX пятилетке поставили селу 1 млн. 700 тыс. тракторов. Конструкции этих машин из года в год совершенствуются, тракторы старых моделей заменяются современными энергонасыщеннмми скоростными, снабженными герметическими кабинами с удобными сиденьями для тракториста. В кабинах устанавливаются устройства, предназначенных для увлажнения, охлаждения и прогрева воздуха, подаваемого в кабины в очищенном виде, Кабины делают не сминаемыми при опрокидывании трактора, что значительно повышает безопасность работы на нем. На ходовой части трактора устанавливаются устройства, уменьшающие его колебания во время работы. Все эти мероприятия направлены на облегчение труда тракториста.
XXV съезд КПСС признал дальнейшее развитие сельского хозяйства общенародной задачей. В своих решениях он уделил большое внимание тракторостроению, наметил мероприятия по дальнейшему расширению выпуска тракторов на X пятилетку (1 млн. 900 тыс.).
К началу X пятилетки в сельском хозяйстве СССР работает свыше 2,5 млн. тракторов. По производству тракторов Советский Союз еще в 1900 г. превзошел уровень производства тракторов США или трех вместе взятых европейских стран — Англии, Франции и ФРГ.
Советские тракторы завоевали признание во всем мире. Во многих странах земного шара можно встретить тракторы с надписью «Сделано в СССР». На полях свыше 70 стран мира работают более 300 тыс. советских тракторов.