Выявление посторонних шумов
Как поступать в случае появления постороннего шума или стука, если он вам незнаком? Не реагировать на его появление нельзя, недаром имеется крылатое выражение бывалых водителей: ‘‘Стук и шум всегда наружу вылезут". Попытки обращаться по каждому поводу на сервисные станции или к опытным водителям после нескольких лет эксплуатации автомобиля по разным причинам окажутся для вас нежелательными. Поверьте, что рано или поздно вам придется перейти, хотя бы при определении причины постороннего шума, на самообслуживание. Ниже предлагается метод, для овладения которым нужно обладать только желанием разобраться в тревожащем вас вопросе.
Прежде всего нужно определить область местонахождения постороннего шума и убедиться, что это не стучат друг о друга незакрепленные предметы в багажнике, салоне или в перчаточном ящике. Причем звук может исходить и от предметов, находящихся внутри закрытых тарных мест. Если в этом отношении все в порядке, переходите к дальнейшим действиям.
Легче всего определять наличие посторонних шумов, которые почти не прослушиваются в салоне автомобиля, при движении по пустынным переулкам вдоль стен близко стоящих к проезжей части домов или глухих заборов. Желательно, чтобы дорога имела небольшие выбоины или была замощена булыжником. Хорошо также слышны наружные шумы при проезде подворотен и арок домов. Для улучшения слышимости боковое стекло со стороны водителя необходимо опустить.
Наиболее сложно определить происхождение шумов в моторном отсеке при работающем двигателе. Это под силу хорошему специалисту. Однако и в таком случае надо посмотреть, не растрепался ли ремень вентилятора и не колотит ли он отставшими частями оплетки по другим деталям, в частности по диффузору. Возможны какие-то вредные контакты тросов, дребезжание привода от педали акселератора к карбюратору и даже перекатывание и стук комков грязи и камешков, попавших между поддоном картера и его дорожной защитой.
Сравнительно сложно выяснить причину стуков в подвеске. Для этого надо покачать колесо в вертикальном и горизонтальном направлениях, постучать по борту шины ногой сверху и сбоку, покачать кузов, нажимая рукой на крыло или бампер. Если появится что-то похожее на беспокоящий вас стук, попросите кого- либо заглянуть под автомобиль в тот момент, когда вы этот стук воспроизведете. Будет лучше, если вы или ваш помощник будет поочередно прикладывать подушечки двух пальцев одной руки сразу к двум сопряженным деталям подвески или рулевого привода, пытаясь уловить наличие стука или невидимое визуально взаимное перемещение деталей друг относительно друга. Таким простым способом можно при некотором навыке улавливать люфты в сотые доли миллиметра, находить стуки внутри однотрубных амортизаторов и определять места скрипов.
При выявлении стуков в подвесках необходимо на втором этапе снимать колеса и осматривать тормозные механизмы. Мне как-то довелось встретить автолюбителя, который во время путешествия при первой возможности искал причину звонкого стука, который постоянно его нервировал. Колесо он не снимал. Оказалось, что в дороге потерял одну из направляющих колодки переднего тормоза, и они на ходу стучали по суппорту и тормозному диску.
Иногда определить на месте причину стука оказывается невозможным потому, что он не воспроизводится. В таком случае приходится это делать на ходу, здесь уже в одиночку никак не обойтись.
Начав работу по выявлению постороннего шума, необходимо найти участок дороги, на котором он уверенно выявляется. Это может быть неровная дорога, отдельная ямка или поворот с какими-то неровностями. Определяющему местоположение шума надо вначале попытаться определить во время движения по выбранному участку дороги направление, по которому стук прослушивается. Это надо сделать, находясь внутри автомобиля с закрытыми окнами. Для этого приходится менять место и направление внимания: посидеть на переднем и заднем сиденьях и повертеть головой или опустить боковое стекло и высунуться в окно, иногда даже открыть дверь и на ходу заглянуть под днище.