Обеспечение микроклимата в кабине автомобиля
Производительность и надежность работы водителя транспортного средства в значительной степени зависит от микроклимата в кабине.
Микроклимат в кабине складывается в основном из трех параметров — температуры воздуха, его влажности и скорости движения.
С точки зрения физиологических и гигиенических позиций необходимо поддерживать на рабочем месте определенный диапазон абсолютных температур воздуха, в пределах которого у водителя сохраняются в течение рабочего дня комфортное тепловое состояние и высокий уровень трудоспособности.
Низкая температура воздуха в кабине отрицательно влияет на работу мышц водители, при этом у него снижается быстрота и точность движения, увеличивается количество ошибок при управлении транспортным средством.
В кабине водителя должна быть температура воздуха 18—20°С при относительной влажности 30—50%.
При повышении температуры в кабине до +25°С начинается физическое утомление водителя, а при достижении +30°С значительно ухудшается умственная деятельность, замедляется реакция, наблюдается вялость всего организма, что приводит к увеличению ошибок при управлении автомобилем. Как правило, для снижения температуры в кабине водителя используют установленный вентилятор или открывают окна дверей кабины.
Значительно влияют на теплорегуляцию организма водителя влажность воздуха и скорость его движения. Большая относительная влажность воздуха при высокой температуре может быть причиной перегрева организма. Относительная влажность до 70—75% крайне неблагоприятно сказывается на работе организма человека.
В воздухе, имеющем большую концентрацию водяных паров, затрудняется теплоотдача с поверхности тела путем испарения. Основной мерой, снижающей высокую температуру воздуха в кабине и профилактически действующей на водителя, является хорошо работающая вентиляция. Водитель начинает ощущать движение воздуха при скорости его движения 0,25—0,3 м/с. При усилении движения воздуха в кабине до 0,7—1 м/с легко переносится температура воздуха до +25°С.
Однако воздух в кабине может содержать пары топлива и вредные примеси отработавших газов.
Так, пары бензина вызывают острое отравление или токсическое отравление, проявляющееся в повышенной раздражительности, головокружении, ослаблении сердечной деятельности, при концентрации их в кабине в количестве 5—10 мг/л против допустимого содержания в воздухе 0,3 мг/л.
Наиболее вредный компонент в отработавших газов окись углерода. Проведенные научные исследования показывают, что окиси углерода в кабине содержится и летом меньше, чем в зимнее время, и ее концентрация зависит от скорости движения транспортного средства. Наибольшая концентрация окиси углерода содержится ii отработавших газах при работе бензинового двигатели на холостом ходу, при этом она может достигнуть нормы, в несколько раз выше допустимой — 30 мг/м3.
Особенно большая концентрация окиси углерода сожмется в кабине, если двигатель находится в технически неисправном состоянии или плохо отрегулирован. При этом концентрация может превышать более чем в 20 раз допустимую.
Следовательно, при использовании транспортных средств основным направлением в борьбе с концентрацией отработавших газов является улучшение рабочего процесса двигателей (за счет исправности, своевременного и качественного технического обслуживания), вентиляции и герметизации кабины.
Каждый водитель должен помнить, что нельзя отдыхать или спать в кабине автомобиля во время работы двигателя к закрытом помещении. Это может привести к несчастному случаю или смертельному исходу.
В зависимости от концентрации окиси углерода в воздухе и продолжительности воздействия на организм проявляются различные стадии отравления.
При легкой степени отравления вначале возникает общая слабость, ощущается головная боль, головокружение, потемнение в глазах, понижается слух. В дальнейшем развивается состояние возбуждения, напоминающее алкогольное опьянение. При более тяжелом отравлении наблюдается резкая мышечная слабость, ослабление сознания, сонливость, тошнота, рвота и потеря сознания.
При установке автомобиля на хранение в закрытом боксе нельзя допускать работу двигателя продолжительное время, так как при работе двигателя в течение 6 мин в помещении создается высокая концентрация окиси углерода, что вызывает смертельное отравление. Для предотвращения попадания отработавших газов в кабину нужно уплотнять пол кабины, фланцевые соединения газопровода, правильно регулировать систему выхлопа.
На постах технического обслуживания, в закрытых боксах, где возможна работа двигателя, должны быть предусмотрены гибкие шланги для вывода отработавших газов наружу и применяться приточно-вытяжная вентиляция.