Требования к тормозной системе
Надежное действие тормозной системы—главное условие выпуска транспорта на линию.
К эксплуатации не допускаются автомобили, если имеются следующие неисправности тормозной системы:
- рабочий тормоз не обеспечивает равномерного затормаживания всех колес;
- не обеспечивается установленная эффективность торможения при однократном нажатии па педаль тормоза при движении транспортного средства без нагрузки со скоростью 30 км/ч на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием, имеющим коэффициент сцепления не менее 0,6;
- подтекает жидкость в гидравлической системе тормозов, компрессор не обеспечивает установленного давления воздуха в системе пневматических тормозов;
- не удерживается рычаг стояночного тормоза запирающим устройством;
- стояночный тормоз не удерживает транспортное средство независимо от условий его загрузки на подъеме или спуске с уклоном 16% ,
При проведении технического обслуживания или ремонте автотранспорта в хозяйствах следует обращать внимание на тормозную эффективность, которая должна соответствовать нормативам, приведенным в таблице 8.
Таблица 8
|
Они рассчитаны для испытания на дорогах с сухим асфальтированным покрытием, имеющим коэффициент сцепления не ниже 0,6.
Одновременное срабатывание тормозов правых и левых колес предохраняет автомобиль от бокового заноса и сокращает длину тормозного пути. Перед выездом из гаража водитель должен проверить величину тормозного пути и равномерность регулировки колесных тормозов.
Тормоза проверяют на ровной площадке с твердым покрытием, без выбоин и уклона.
Эффективность торможения определяется длиной тормозного пути автомобиля без нагрузки со скоростью 30 км/ч или величиной его максимального замедления при торможении, которые замеряют деселерометром.
На рисунке 10 показан простейший маятниковый деселерометр, который при испытании тормозов устанавливают строго вертикально, для того чтобы маятник находился против нулевого деления. Величина отклонения маятника при торможении всегда строго пропорциональна силе торможения, действующей на автомобиль.
Максимальное замедление зависит только от максимальной тормозной силы и не зависит от начальной скорости движения, что упрощает проверку тормозов.
При проверке эффективности тормозов следует следить за тем, чтобы автомобиль при торможении «не уволило» в сторону.
Полное время срабатывания исправной тормозной системы при ударном нажатии на педаль для гидравлических тормозов не должно превышать 0,5 с, для пневматических — 0,9 с.
Эффективность действия тормозов можно также определить на стенде с беговыми барабанами на станциях технического обслуживания объединений «Сельхозтехники».
Запрещается эксплуатировать автомобили с заглушенными тормозами на одном и более колесах.
«Мягкая» педаль тормоза свидетельствует о наличии воздуха в гидроприводе, а далеко уходящая — об увеличении зазора между тормозными колодками и барабаном из-за сильного износа накладок.
Автомобили с гидравлическим приводом тормозов считаются неисправными, если в систему привода через неплотности соединений просачивается воздух или из главного и колесных цилиндров, из шлангов и других соединений подтекает жидкость. Педаль тормоза имеет свободный ход более установленного, если полное торможение не может быть выполнено при однократном нажатии на педаль тормоза.
Воспрещается выезжать на линию, если в главном тормозном цилиндре недостаточное количество тормозной жидкости.
Самопроизвольное притормаживание может происходить из-за засорения компенсационного отверстия главного тормозного цилиндра, заедания поршней в цилиндрах, отсутствия свободного хода педали. Подтекание жидкости из тормозных цилиндров может произойти вследствие попадания грязи под манжеты, царапин на рабочей поверхности цилиндров, разбухания или разрыва манжет.
В тормозной системе автомобиля ГАЭ-53А могут быть неисправности гидровакуумного усилителя. Полное или частичное самопроизвольное торможение происходит, если нет зазора между вакуумным клапаном и его седлом или в случае проникновения воздуха через шланги, штуцера и другие соединения полости камеры усилителя. В этом случае надо отрегулировать вакуумный клапан или устранить повреждения, нарушающие герметичность системы.
Если на педаль тормоза приходится прикладывать большое усилие из-за того, что выключился из системы гидровакуумный усилитель, надо отрегулировать ход атмосферного клапана.
Свободный ход педали тормоза автомобилей ГАЗ-51 А, ГАЭ-53А (рис. 11) должен составлять 8—14 мм, ГАЗ-66— 8—13 мм, при этом зазор между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра равен 1,5—2 мм.
Для проведения регулировки нужно отсоединить тягу от педали тормоза, расшплинтовать и вынуть соединительный палец. Оттяжная пружина должна удерживать тормозную педаль в крайнем заднем положении.
Отпустив контргайку тяги, ее ввертывают в толкатель до тех пор, пока отверстия тяги при касании толкателя и поршня главного тормозного цилиндра не дойдут на 2,5—2 мм до отверстия в педали, затем в отверстия тяги и педали вставляют палец, шплинтуют его и, проверив свободный ход педали, затягивают контргайку тяги.
Для удаления воздуха тормозную систему прокачивают. Уровень жидкости в резервуаре главного цилиндра проверяют щупом, он должен быть на 15—20 мм ниже верхней кромки заливного отверстия.
Техническое состояние тормозов оказывает большое влияние на величину тормозного пути и замедления. Время срабатывания тормозов увеличивается в полтора два раза при нарушении герметичности привода и попадании воздуха в тормоза с гидравлическим приводом.
Воздух удаляют прокачкой тормозной системы, по окончании которой в главный тормозной цилиндр доливают тормозную жидкость до требуемого уровня. Уровень должен быть на 15—20 мм ниже верхней кромки заливного отверстия.
Нельзя смешивать тормозную жидкость, содержащую касторовое масло, с жидкостью, содержащей глицерн.
Увеличение зазора между колодками и тормозным барабаном у ГАЗ-51 А па 0,25 0,3 мм увеличивает тормозной путь на 20%.
Для установки нормального зазора между колодками и тормозными барабанами, который проверяют щупы, проводят регулировки: поочередно поднимают колеса автомобиля на домкрат и болтами регулировочных эксцентриков подводят колодки к барабанам до моментазатормаживания. Затем эксцентрики поворачивают в обратном направлении до начала свободного вращения колеса. В случае значительного износа тормозных накладок или выработки тормозных барабанов их заменяют.
При замасливании колодок заменяют поврежденный сальник, а колодки и барабаны промывают в бензине.
Автомобиль с пневматическим приводом тормозов должен считаться неисправным в следующих случаях:
- при нажатой или отпущенной педали тормоза обнаруживается на слух пропуск воздуха из трубопроводов шлангов, рабочих камер и их соединений; не работает манометр па щитке приборов; давление в тормозной системе не может быть доведено до 5,5 атм;
- давление в системе в случае торможения при неработающем двигателе падает при одном нажатии на педаль более чем на 1,0—1,5 атм;
- давление при неработающем двигателе и отпущенной педали тормоза падает более чем на 0,5 атм за час; большой свободный ход педали тормоза; замасливание и большие зазоры в тормозных колодках барабанов, заклинивание или заедание клапана тормозного крана;
- заедание валика разжимного клапана.
Условием надежной работы тормозов с пневматическим приводом является отсутствие масла в трубопроводах и тормозных камерах, а также конденсата в воздушных баллонах.
Нельзя заглушать отверстия для спускных кранов в воздушных баллонах. Накопление в фильтре (водомаслоотделителе) при пробеге 100 км более 100 см3 масла свидетельствует о неисправности компрессора и может привести к проникновению масла в систему и порче (разбуханию) диафрагмы тормозных камер.
Следует ежедневно осматривать состояние шлангов, подводящих сжатый воздух к тормозным камерам, и при малейших дефектах их заменять. Попадание смазки на шланги опасно, так как смазка разрушает резину и она разбухает. Зимой не следует допускать обледенения шлангов, надо своевременно очищать их от снега. Диафрагмы тормозных камер также подвержены разрушению при воздействии на них масла. Поэтому не реже чем через 80—100 тыс. км пробега нужно разбирать и проверять камеры.
Заклинивание или заедание клапана тормозного крана определяют по тому, как выходит воздух из выпуск наго окна тормозного крана при растормаживании автомобиля, то есть отсутствует характерный шипящий звук Клапанное устройство следует отремонтировать или заменить. Вал разжимного кулака может заедать из-за отсутствия смазки.
Давление показывает манометр, который установлен на щитке приборов. На автомобиле ЗИЛ-130 он имеет две шкалы: одна показывает давление в тормозной системе, другая — в тормозных камерах. Работа автомобиля с неисправным манометром запрещена.
Перед выездом нужно проверить давление в систем! пневматического привода, оно должно быть не ниже 4,5 кгс/см2, а во время движения автомобиля — 5,6-17,4 кгс/см2.
Повышение давления сверх 7,4 кгс/см2 свидетельствует о неисправности регулятора давления, а если давление поднимается выше 10 кгс/см2 — о неисправности предохранительного клапана. Если при неработающем двигателе резко нажать на педаль тормоза, давление воздуха несколько снижается, а давление в тормозных камерах становится равным давлению в баллонах, после чего стрелка манометра не должна двигаться при нажатой педали. Понижение давления в этом положении свидетельствует об утечке воздуха. Давление воздуха в камерах должно падать при резком отпускании педали тормоза не более чем за 2 с.
Быстрое снижение давления в тормозной системе после остановки двигателя свидетельствует о нарушении герметичности системы, при этом место утечки воздух можно обнаружить на слух. Негерметичиость соединений устраняют подтяжкой креплений, иногда давление в тормозной системе может падать из-за ослабления натяжения ремня компрессора.
Свободный ход педали тормоза автомобилей ЗИЛ-1 ЗС ЗИЛ-104 регулируют, изменяя длину тяги рычага тормозного крана навинчиванием вилки на тягу. Величин, свободного хода педали тормоза по верхнему ее краю должна быть для одинарного тормозного крана 10- 25 мм, комбинированного — 40—60 мм (при работ с прицепом, имеющим автоматический тормоз).
Необходимость регулировки тормозов колес определяют по увеличению хода штоков тормозных камер. Ход штоков тормозных камер передних колес автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-164 должен быть не более 35 мм, а задних — не более 40 мм.
Ручной тормоз считается исправным, если полностью сгруженный автомобиль удерживается на уклоне 16% (автопоезд— на уклоне 8%) -сухого дорожного покрытия или при торможении порожнего автомобиля ручным тормозом на скорости 15 км/ч тормозной путь не превышает 6 м, а замедление составляет более 2 м/с2.
Рычаг ручного тормоза при полном затормаживании должен доходить до упора (на пять-шесть щелчков) и должен надежно фиксироваться во включенном состоянии. Неисправность ручного тормоза в большинстве случаев вызывается износом тормозных накладок и пальнув колодок. Причиной слабого действия ручного тормоза или нерастормаживания является нарушение регулировки.
У автомобиля ГАЗ-5ЗА зазор между колодками и барабанами устанавливают регулировочным винтом, находящимся в корпусе регулировочного механизма, а длину тяги, соединяющую тормозной рычаг с рычагом привода тормозных колодок — навинчиванием регулировочной дамки. У автомобиля ЗИЛ-130 зазор регулируют перестановкой пальца по отверстиям регулировочного рычага, а длину тяги так же, как у ГАЗ-БЗА.
При попадании масла на внутреннюю поверхность барабана и тормозных накладок происходит замасливание их, что также вызывает слабое действие ручного тормоза.
Замасливание тормозов устраняют промывкой их керосином или бензином с помощью шприца.
Длина тормозного пути тракторного поезда не должна превышать длину тормозного пути трактора без прицепа, то есть 8—10 м. Тормоза должны быть отрегулированы на одновременность торможения и удерживать трактор па уклоне до 20%.
Не допускается касание тормозных лент барабанов, заедание в механическом приводе, а также неполное торможение барабанов при полном отжимание педалей тормоза. Нормальная величина свободного хода педалей тормозов у МТЗ-5ЛС/МС до 200 мм; МТЗ-50, МТЗ-52 — 80—100 мм; Т-40 — 30 мм; ДТ 20 - 30 - 40 мм; Т-16 — 75—100 мм.
Левый и правый тормоза должны иметь одинаковый ход педалей и тормозить одновременно, в противном случае может занести трактор и он опрокинется. Педаль должны легко блокироваться планкой и надежно удерживаться в заторможенном состоянии защелкой или гребенкой.
Все прицепы, масса которых (с грузом) превышает массу трактора, должны быть оборудованы тормозами.
Присоединение тормозной системы прицепа к приводу, установленному на тракторе, и все регулировки тормозной системы необходимо осуществлять по заводской инструкции. Регулируют зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра, между колодками и тормозными барабанами колесных цилиндров; привод стояночного тормоза прицепа, работающего независимо от гидропривода тормозов и находящегося на раме прицепа. Груженый прицеп намного тяжелее колесного трактора, и эксплуатация его без тормозов может привести к аварии.
На спуске, подъеме при повороте на скорости, во всех опасных ситуациях прицеп, которым тракторист не может управлять, толкает трактор, нарушает его равновесие и опрокидывает. При остановке на уклоне или маневрировании задним ходом скатывание прицепа и нарушение его равновесия приводит к неустойчивости трактора.
Неисправности сцепных устройств опасны по двум причинам. С одной стороны, удары, возникающие при выборе зазоров в развальцевавшихся отверстиях прицепной серьги, приводят к резким толчкам и вилянию прицепа, а с другой стороны, в результате этих толчков может выскочить соединительный шкворень, если он не зашплинтован, и прицеп отсоединится от трактора.
Поэтому при транспортировке грузов большое значение имеет надежность сцепки трактора с прицепом. Двухосные прицепы буксируются присоединением дышла прицепа к серьге трактора, закрепленной двумя штырями или за буксирное устройство.
Одноосные прицепы следует сцеплять только с гидрокрюком трактора. Соединение их с вилкой прицепного устройства трактора нарушает продольную устойчивость и управляемость тракторов, так как нагрузка приходится; на заднюю ось и разгружается передняя ось.
Слабая пружина или неисправность фиксатора поворотного круга прицепа 2ПТС-4М также иногда приводит к аварии. Под воздействием большой нагрузки защелка фиксатора может застопорить поворотный круг и на повороте неуправляемый прицеп опрокинет трактор, Состоящая из фиксатора необходимо периодически проверять и стопорить им поворотный круг только при езде трактора с прицепом задним ходом.
В отличие от других марок колесные тракторы Т-150К, К-701 и К-700 имеют колодочные тормоза с пневматическим приводом на передних и задних колесах управляются педалью из кабины трактора. Пневматическая система этих тракторов при нажатии на педаль тормоза обеспечивает работу пневматического привода тормозов трактора и прицепа.
Для контроля давления воздуха эти тракторы, как и автомобили с пневмосистемой, имеют манометр, нижняя стрелка которого показывает давление воздуха и тормозных камерах, а верхняя стрелка — давление в пневматической системе. При движении тракторного агрегата тракторист-машинист должен следить за показаниями стрелок манометра.
Тормозные системы колесных тракторов, самоходных шасси и тракторных поездов, составленных на базе колесных тракторов, должны обеспечивать остановку на сухой бетонированной дороге при торможении от иачаль* ной скорости 20 км/ч.
Длина тормозного пути показана в таблице 9.
Таблица 9
|
Следует помнить, что безопасность работы при движении тракторных поездов зависит прежде всего от абсолютно исправных и правильно отрегулированных тормозов.
Тракторы Т-150К, К-700 имеют независимое управление тормозами прицепа, приводимое в действие рычагом из кабины. Ими следует пользоваться для подтормаживания прицепа, не нажимая на педаль тормоза трактора, чтобы избежать наката прицепа на трактор и складывания поезда при движении на спусках, поворотах и при резком торможении. При спуске с уклона запрещается выключать двигатель для использования движения наката, ибо в пневмосистеме не будет обеспечиваться необходимое давление.
Перед выездом давление в системе пневматического привода тормозов на тракторах Т-150К должно быть не ниже 14,5кгс/см, но время движения —6—7,65 кгс/см2, а тракторов К-700, К-701 при движении— 5,5—7 кгс/см2.
Трактористу следует обращать внимание на ход штоков тормозных камер, так как их большой ход вызывает повышенный расход воздуха в пневмосистеме, замедляет быстроту действия тормозов, увеличивает путь торможения и может привести даже к отказу тормозов на предельных ходах штоков тормозных камер.
Штоки тормозных камер необходимо регулировать при техническом обслуживании, если их ход у трактора Т-150К превышает 35 мм, К-700 — 48 мм. Нормальная величина хода штоков должна быть для тракторов Т-150К—15—20 мм, К-700 — 30—45 мм, при этом разность хода левого и правого штоков не должна превышать 7 мм.
Следует также следить, чтобы на колодки тормозов не попадало масло, так как при этом фрикционные свойства тормозов резко снижаются и тормозной пут значительно увеличивается. Замасленные тормозные накладки необходимо промыть в керосине. Не допускается эксплуатация тракторного агрегата при сильном износе тормозных накладок. Если расстояние от поверхности накладок до головки заклепок (головки винта) менее 0,5 мм, их следует менять. Накладки меняют одновременно у правого и левого колес.
После постановки новых накладок и регулировки тормозов тракторист должен их проверить.
В отторможенном состоянии барабаны колеса должны вращаться равномерно и свободно, не касаясь накладок колодок. Зазоры между тормозным барабаном и колодками допускаются у разжимного кулака не менее 0,4 мм, у осей колодок — 0,2 -0,0 мм. При этом не допускается их нагрев, так как это может привести к сгоранию накладок или заклиниванию во время движения, что также опасно.
Правильная регулировка тормозов должна обеспечивать удержание трактора на уклоне до 20°,
Центральный ручной тормоз тракторов T-150К в К-700 должен надежно затормаживать трактор па уклоне 20— 25° при подъеме рычага (рукоятки) на три четыре щелчка храповика.
Величина свободного хода педалей правого и левого тормозов должна быть одинаковой. Свободный ход педалей у тракторов с пневматическим приводом тормозов измеряется аналогично ходу педалей автомобилей. Он должен быть 10—25 мм.
Стояночный тормоз прицепов и полуприцепов должен обеспечивать их затормаживание с полной нагрузкой на уклоне не менее 16%. При комплектовании транспортных поездов в обязательном порядке применяют предохранительный трос или цепь, предупреждающие отрыв прицепа от тягача.
Безопасность при эксплуатации тракторного поезда
Особую осторожность трактористу следует соблюдать при эксплуатации тракторного поезда с прицепами 1ПТС-9 (ММЗ-771) и ЗПТС-12 (ММЗ-769). Тормозная система этих прицепов имеет два недостатка: неодновременное срабатывания тормозов и недостаточную мощность тормозных механизмов, что снижает устойчивость тракторного поезда. В пневмотормозной система модернизированных прицепов 1ПТС-9 (ММЗ-771Б) и 3ПТС-12 (ММЗ-768Б) установлены ускорительные клапаны, что позволяет обеспечить опережающее срабатывание пневмотормоза на последней оси прицепа и состава поезда с двумя прицепами, при этом поезд затормаживается практически без заноса прицепов.
Свободный ход рычага тормозного крана тракторов К-700 и рычага ручного привода тормозов прицепа, не вызывающий перемещения диафрагмы крана, должен быть 1—2 мм, что определяется простым покачиванием рычагов. Рабочий ход штока камеры тормозов прицепа должен быть 5 мм, при большей величине его регулируют.
Для работы с полуприцепами 1ПТС-9, разбрасывателями удобрении (КСО-У) и другими машинами тракторов Т-150К, К-700 и К-701 в обязательном порядке должен использоваться гидрофицированный крюк, который прикладывается к каждому трактору. При соединении зацепной серьги прицепа с крюком должна быть закрыта защелка и собачка защелки для предохранения самопроизвольного отсоединения дышла прицепа.
При работе с полуприцепами 1ПТС-9 крюк следует поднять па высоту 600 мм от поверхности дороги.