Требования к сцеплению
От надежности действия сцепления также зависит безопасность движения транспортных средств. Обеспечение свободного хода педали сцепления в пределах нормы — залог безопасности движения.
Для системы сцепления наиболее характерны такие неисправности, как пробуксовка, неполное выключение и резкое включение.
Неполное включение может привести к опасным последствиям, особенно при обгоне, переезде железнодорожных переездов и выполнении других маневров, связанных с резким увеличением скорости движения. При движении па подъем автомобиль или трактора может потерять скорость, остановиться и скатиться назад. Причинами неполного включения сцепления могут быть отсутствие свободного хода педали (рычага) сцепления, замасливание ведомого и ведущего дисков, износ накладок ведомого диска, снижение упругости нажимных пружин.
Неполное включение заметно в момент увеличения нагрузки на двигатель при движении транспортного средства па подъем. Несмотря на увеличение подачи топлива и увеличение оборотов коленчатого вала скорость движения не изменяется.
Свободный ход подали сцеплении проверяют специальной линейкой так же, как и свободный ход педали тормоза.
величина свободного хода педали сцепления должна составлять:
для автомобилей УАЗ-451,
УАЗ-452—28—35 мм, ГАЗ-69, ГАЗ-69А—38—45 мм, ГАЗ-51 А, ПАЗ-672, ГАЗ-5ЭА, ГАЗ-63—35—45 мм, Г АЗ-66—29—36 мм, ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157—20— 25 мм, ЗИЛ-180, ЗИЛ-131—35—50 мм, Урал-375Д, Урал-377—30—40 мм, МАЗ-500—45—55 мм, КрАЗ-257—2— 40 мм.
У автомобилей ГАЗ и ЗИЛ его регулируют изменением длины тяги, соединяющей рычаг педали с вилкой выключения сцепления. Для увеличения свободного хода педали регулировочную гайку отвертывают, а для уменьшения — завертывают.
Нормальный свободный ход педали муфты сцепления должен соответствовать: у колесных тракторов
Т-150К—30—40 мм, МТЗ-5МС, МТЗ-5ЛС—30—50 мм, ТЗ-50, МТЗ-52 -45 - 50 мм, Т-40, 'МОЛ, Т-28ХЗ, Т-28ХЧ—30 40 мм, Т-25 20 25 мм, T-16М 35-50 мм. Величина зазора между отжимными рычагами и подшипниками включения у МТЗ-5 МС/ЛС, Т-16М—2—Змм, ТЗ-50, МТЗ-52—3—4- мм, Т-40, Т-40А, T-28X3-3- мм, Т-25—2—2,5 мм.
Неполное выключение сцепления происходит из-за большого свободного хода педали сцепления, искривления ведомого диска, срыва накладок с него.
Если невозможно отрегулировать свободный ход педали сцепления в пределах нормы, необходимо отремонтировать сцепление.
Замасливание ведомого и ведущего дисков сцепления, а также износ накладок ведомого диска и потерю упругости нажимных пружин определяют внешним осмотром. Изношенные детали следует заменить, так как дальнейшая их эксплуатация может привести к аварии.