Шинная поворачиваемость ч.5
Попробуйте при таком положении выйти из поворота: поворот руля для вывода автомобиля на прямолинейное направление движения после исчезновения центробежной силы вызовет разворот автомобиля в противоположном повороту руля направлении и приведет к аварии. Это - явная потеря управляемости.
Знание о наличии нежелательной избыточной поворачиваемости, умение определять ее признаки на своем автомобиле чрезвычайно необходимы для водителя, Появление признаков избыточной поворачиваемости на дороге позволяет водителю вовремя обнаружить снижение давления или прокол шины заднего колеса, когда одна оставшаяся под давлением задняя шина хуже противостоит боковым силам, чем обе передние. В этом случае из-за раскачки задней части автомобиля резко возрастает динамический коридор, машина медленно реагирует на повороты руля, что служит для водителя сигналом неблагополучия. Поскольку тяга снижает коэффициент сопротивления уводу, на незагруженном автомобиле классической компоновки почувствовать прокол заднего колеса значительно легче, чем на переднеприводном.
Многие водители считают, что перегрузка автомобиля - их личное дело, и грозит она в худшем случае какими-то поломками, которых при аккуратной езде можно избежать. Однако это не так. Широко распространенные у нас переднемоторные автомобили легко перегрузить, наваливая груз в багажник, и тем самым смещая центр тяжести в сторону заднего моста. Это неизбежно приводит к появлению избыточной поворачиваемости. Признаки опасной перегрузки нельзя определить по осадке пружин задней подвески, но можно обнаружить по раскачке и переваливанию автомобиля с бока на бок во время движения, сходным по признакам движению со спущенным задним колесом. Положение можно частично исправить, рационально распределив груз, подкачав задние шины или, в крайнем случае, приспустив до нижнего допустимого предела давление в передних.
Незнакомые с явлением шинной поворачиваемости водители при затруднениях с резиной часто устанавливают колеса с неизношенным протектором сзади, заботясь на автомобиле с задним приводом о его проходимости. Это недопустимо, так как изношенные шины обладают повышенным на 50-70 % коэффициентом сопротивления уводу, и их нельзя устанавливать впереди. К тому же бывшая в эксплуатации шина может иметь слабые борта и "выстрелить" на ходу.
Точно так же нельзя на автомобиле классической компоновки ставить назад шины с диагональным расположением корда, если впереди стоят менее подверженные уводу радиальные шины. На переднеприводном автомобиле все наоборот: радиальные шины рекомендуется ставить впереди, а диагональные – сзади.