Демонтаж и монтаж сидений
Передние сиденья. К ним относятся сиденье водителя для любых марок автомобилей и сиденье пассажира в легковых и грузовых автомобилях, привернутое к полу или к специальным кронштейнам на полу автомобиля вместе с механизмом регулировки сидений.
Для их крепления служат резьбовые элементы, т. е. болты, гайки или винты. Доступ к головкам болтов или гаек при демонтаже сидений затруднителен, поэтому удобнее пользоваться торцовыми ключами. Нередко головки болтов или винтов скрыты в направляющих салазках сидений так, что для отвертывания передних болтов необходимо сдвигать сиденье до упора назад, а при отвертывании задних болтов — наоборот (рис. 6.1). Несмотря на это, не всегда удается отвернуть сиденья обычными инструментами, приходится применять угловые торцовые ключи или угловые отвертки.
Только у небольшого числа моделей менее дорогостоящих автомобилей сиденья не привернуты к полу, и чтобы снять их необходимо поднять и вытащить зацепы из отверстий в направляющих салазках, которые неразъемно прикреплены к полу кузова.
В зависимости от ремонта демонтаж сиденья может быть частичным или полным. Когда необходимо заменить обивку сиденья, которая имеет механические повреждения (порез, разрыв, прожог, распоротый шов или вырыв куска канта, сильный износ, пятна), то снимают только обивку и заменяют на новую или ремонтируют ее.
При повреждении каркаса сиденья (сильно погнут или сломан несущий элемент) ремонтируют сиденье при помощи сварки. Для этого сиденье необходимо полностью разобрать, чтобы при сварке не повредить элементы, не выдерживающие высокой температуры.
Ниже описан демонтаж сиденья вплоть до неразборных деталей каркаса. Такой демонтаж производят довольно редко. Процесс демонтажа можно прервать в любом месте, если необходимо ремонтировать или заменить неответственный элемент, а каркас в целом находится в удовлетворительном состоянии.
Если каркас погнут в процессе нормальной эксплуатации (каркас спинки сиденья вблизи мест крепления), то такое сиденье также необходимо полностью разобрать, выправить элементы. Усилить каркас в прогнутых местах следует, если повреждение произошло по вине водителя автомобиля (большая масса), или при изготовлении сиденья был допущен брак, или материал (труба, профиль) имеет в этом месте ослабление, или была неправильно произведена монтажная сварка, в результате чего произошло ослабление сечения.
Сиденье снимают и отделяют его регулировочный механизм от каркаса. Если переднее сиденье имеет дополнительное оборудование (пепельницу, поручень задний, поручень верхний, подголовник, жесткую окантовку на винтах, полки и т. п.), то поочередно следует, демонтировать перечисленные элементы, используя соответствующий инструмент (плоские и крестообразные отвертки).
После предварительного демонтажа сиденья можно снять его облицовку. Для этого удаляют все элементы, крепящие облицовку: обойные гвозди — при помощи лапки, обойной стамески или отвертки; скобы прямоугольные — при помощи отвертки и лапки; скобы С-образные отгибают специальными клещами и снимают при помощи плоскогубцев. Если облицовка закреплена на зубчатых планках, то надо отогнуть зубцы планок, используя отвертку, плоскогубцы, молоток или другие инструменты.
Спинка сиденья обычно имеет вогнутую форму, что влечет за собой необходимость прикрепления материала обивки - к мягкому элементу. В старых конструкциях сидений это достигалось простегиванием (обивку прикрепляли к ремням каркаса). В настоящее время к обивке пришивают тесемки, которые пропускают через отверстия в мягком элементе и прикрепляют к каркасу. Эти тесемки также необходимо освободить перед снятием обивки со спинки сиденья. Когда все элементы крепления будут удалены, обивка должна легко сняться с мягкого элемента.