Демонтаж панели приборов автомобиля
Подобно боковой панели, на гвоздях может быть закреплена и панель средней стойки кузова, которую надо снимать очень осторожно, не повреждая древесноволокнистой плиты или картона (рис. 6.30).
На средней стойке обычно закрепляют ремни безопасности с защелкой, пристегиваемой к захвату. Болт, крепящий захват, находится под облицовочной накладкой. Накладки снимают, поддевая их края. Болты крепления ремней безопасности удобно отвертывать торцовым ключом, так как головки болтов очень низкие. Все болты ремней безопасности, производимых в Польше, отвертываются ключом с размером головки 17 мм. На средней стойке могут быть сделаны и другие отверстия, не используемые для крепления ремней безопасности, закрытые специальными облицовочными заглушками, которые снимают, поддевая их отверткой. В верхней части средней стойки может быть размещена лампа внутреннего освещения салона автомобиля, которую также следует снять (рис. 6.31), в случае необходимости используя отвертку. Вешалки для одежды снимают после отвертывания винтов, которыми они закреплены. Если облицовкой стойки служит панель или жесткая накладка, прикрепленная винтами, то эти винты отвертывают и панель снимают. Если накладки стойки зажаты уплотнителем дверных проемов, то снимают по всей высоте стойки. После этого удаляют скобы, крепящие накладки, или поддевают панель и вынимают ее так же, как дверные панели. На автомобилях других моделей подтягивают облицовку стойки вверх до удаления штифтов из удлиненных отверстий (рис. 6.32).
Панели средней стойки с мягкой обивкой ремонтируют аналогично другим панелям. На стойках вместо панелей могут быть применены накладки из пластика, которые редко повреждаются, но ремонту не подлежат.
Накладки передних стоек чаще всего выполняют из пластика и закрепляют самонарезающими винтами. Демонтаж их заключается в отвертывании винтов (рис. 6.33) и снятии накладок. Подобные накладки могут быть у переднего окна, а иногда и у заднего.
Задняя стойка обычно достаточно широка и покрыта обивочной панелью, представляющей собой плоскую или фасонную плиту, которая одновременно может быть использована для направления вентиляционной струи воздуха. Панель стойки закрепляют скобами или приклеивают под уплотнителями задних дверей и заднего окна. Такую приклеенную панель можно демонтировать только после удаления уплотнителя, что равноценно демонтажу заднего стекла.
В задней стойке может быть установлена лампа внутреннего освещения. Такие лампы чаще всего закрепляют на защелках. Демонтаж лампы (рис. 6.34) осуществляют извлечением ее из отверстия в панели, которое может быть внутри облицовано кольцом из пластика. Корпус 1 лампы плотно вставлен в рамку 2 с защелками. Клеммы 3 позволяют легко отсоединить лампу от проводов.
Мягкие накладки, устанавливаемые главным образом на панели приборов и дверных переплетах, чаще всего закрепляют фиксаторами, изготовленными как одно целое с накладками, а также самонарезающими винтами, защелками, прикрепленными к основанию накладки, или изготовленными как одно целое с основанием, а также при помощи односторонних трубчатых заклепок.
Тонкие легкие накладки панели приборов крепят на клею, прибивают скобами или прижимают другими накладками, а закрепляют выключателями и другими приборами, расположенными на панели приборов. Комплект накладок панели приборов с разными способами крепления изображен на рис. 6.35.
Перед тем как приступить к демонтажу таких накладок, необходимо тщательно ознакомиться с конструкцией крепления каждой накладки и очередностью их монтажа, чтобы в процессе демонтажа не повредить хрупкие детали. Изображенная на рис. 6.35 полка 4 установлена на кронштейнах, размещенных на щитке передней части и передних стойках кузова, и прикреплена к панели приборов двумя винтами. После того как будут отвернуты эти винты, можно снять полку, выдвигая ее в горизонтальном положении в сторону задней части автомобиля. Нижняя накладка 5 закреплена металлическими язычками, пропущенными через пять отверстий, которые видны у нижнего края каркаса 6 панели приборов, может быть снята после разгибания язычков. Эти язычки закручены вокруг своей оси примерно на 90°. Их разгибают при помощи плоскогубцев, после чего накладку с язычками вынимают из отверстий. Если накладка находится в хорошем состоянии и пригодна для повторного использования, то сразу после ее снятия необходимо окончательно выправить язычки, чтобы облегчить ее последующий монтаж. После снятия нижней накладки 5 открывается доступ к винтам навесов крышки вещевого ящика и можно демонтировать ящик. На рис. 6.36 стрелками указаны три винта, крепящие петли крышки 2 вещевого ящика. Отвернув эти винты, можно снять крышку ящика. Для демонтажа ящика необходимо отвернуть винты, крепящие защелку 3 замка, и винт 4 крепления ящика. После отвертывания всех винтов можно выдвинуть вещевой ящик (см. рис. 6.35) из гнезда в панели приборов, Для снятия верхней накладки 10 нужно удалить грибовидные заглушки, поддевая их отверткой, и отвернуть винты 11, крепящие накладку. Эти винты расположены очень близко от переднего стекла, поэтому для их отвертывания необходимо пользоваться короткой отверткой, которая может разместиться под наклонным передним стеклом.
Если при демонтаже автомобиля предусмотрено снятие переднего стекла, его следует снять до отвертывания винта верхней накладки, чтобы облегчить эту операцию. Заглушка 3, закрывающая гнездо радиоприемника, изготовлена из жести и имеет по краям язычки, которые загибают при ее закреплении. Пластиковая заглушка имеет защелки. Для снятия пластиковой заглушки ее поддевают отверткой. Жестяные верхние язычки отгибают до момента, когда верхний край заглушки освободится. Нижние язычки не отгибают, и в таком состоянии заглушку вынимают, поднимая ее вверх. Средняя накладка 9 закреплена патрубками 7 боковых вентиляционных отверстий и рамкой. После демонтажа элементов 7 и 8 можно снимать среднюю накладку.
Все накладки (смягчающие и облицовочные), панели приборов, вещевые ящики и полки под панелью в основном не подлежат ремонту. Смягчающие накладки формуют из пенополиуретана, другие накладки, облицованные пленкой, также являются формованными. Вещевые ящики и накладки автомобилей невысокой стоимости могут быть изготовлены из бумажной массы, покрытой поливинилхлоридной пленкой или лаком. Можно отремонтировать или изготовить на ремонтных предприятиях только вещевые ящики 1 (см. рис. 1.45), материалом для которых служит автомобильный картон. Для внутренней облицовки их используют пленку или облицовочную ткань. Такой ящик после удаления скоб крепления или после его расклейки можно разложить на плоском листе картона, чтобы снять выкройку для изготовления нового ящика. У ящиков, изготовленных из бумажной массы, можно окрасить внутреннюю поверхность.
Мягкие и декоративные накладки панели приборов монтируют в порядке, обратном их демонтажу. Если накладки закрепляются язычками, то их вставляют в конструкционные отверстия панели и закручивают на обратной ее стороне. Накладки, прикрепляемые к элементам кузова на винтах, закрепляют этими же винтами. Исключение составляют только панели и накладки, которые были закреплены заклепками, так как их после демонтажа нельзя использовать.
В современных конструкциях для приклепывания накладок чаще всего применяют трубчатые односторонние заклепки. Такие заклепки при демонтаже проще всего удалять, высверливая их со стороны головки, так как наличие отверстия внутри заклепки и небольшая толщина головки облегчают и ускоряют этот процесс. Для повторной клепки таких накладок требуются новые заклепки. Односторонние заклепки небольшого диаметра можно закреплять при помощи специальных клещей. В клещи вкладывают стержень заклепки, а трубку заклепки вставляют в отверстие закрепляемых элементов. При сжимании рукояток клещей головка стержня «раздает» заклепку, прижимая ее к металлическому листу, что приводит к обрыву стержня заклепки. Если длина заклепки выбрана неправильно, то возможен не обрыв стержня, а только его удлинение. В таком случае клещи разжимают, захватывают стержень ближе к головке заклепки и снова сжимают. На рис. 6.37 показана клепка накладок односторонними заклепками.
Накладки из твердого пластика, сформованные по месту, которое они покрывают, чаще всего крепят винтами с облицовочными шайбами. Опираются они на конструкционные элементы кузова, а иногда бывают прижаты другим обойным элементом (другая накладка, коврик и т. д.). Для их крепления используют также элементы конструкции кузова, привертываемые сверху, например подлокотники, зацепы спинки заднего сиденья и др. Чтобы демонтировать эти накладки, необходимо последовательно снять все элементы, покрывающие их края, отвернуть все элементы, закрепленные на накладках, а также винты, крепящие накладки. После отвертывания винтов накладки снимают, выдвигая их из щелей, где они были зажаты. При демонтаже иногда приходится для этого слегка выгибать накладки.
Несколько отличается крепление задней стенки спинки заднего сиденья. Она должна быть очень надежно прикреплена к спинке сиденья, так как заменяет стену багажника или является его полом. У автомобилей большой вместимости плита такой стенки может быть защищена специальными планками. Смонтированная стенка спинки с защитными планками (см. рис. 6.13) (на рис. 6.38 спинка демонтирована) представляет собой древесноволокнистую плиту 2 (см. рис. 6.38), покрытую тканью с поливинилхлоридной пленкой 3. Защитные планки сделаны из алюминиевого профиля 5, который закреплен специальными заклепками 6 со стопорными скобами 10.
Заклепки, крепящие планки, прикрыты заложенной в вырез планки профилированной полоской 7 из поливинилхлорида. На концы планок надеты защитные наконечники 9, которые закреплены винтами 8. По краю стенки для предохранения ее облицовки от отклеивания при передвижении багажа проложен стальной корытообразный профиль 1. Демонтаж стенки спинки заднего сиденья начинают с отвертывания и снятия стального профиля, после чего отвертывают винты крепления накладок. Для снятия защитных планок необходимо снять стопорные скобы с заклепок, поддевая края скоб отверткой. Планки, предназначенные для повторного монтажа, не подлежат дальнейшей разборке. Новые планки или разобранные от ранее снятых сидений монтируют, подпирая головку заклепки 3 (рис. 6.39) поддержкой и напрессовывая стопорную скобу на стержень заклепки с другой стороны при помощи натяжки 1. При сборке такой стенки необходимо приклеивать обивку по всей поверхности, так как не приклеенная обивка будет пузыриться при изменении температуры.
Задние полки, размещенные за задним сиденьем легкового автомобиля, могут быть закреплены винтами или приклеены в промежутке между задним окном, задними стойками и спинкой заднего сиденья. Такую полку можно демонтировать только после снятия стекла, уплотнителя заднего окна и спинки заднего сиденья. Демонтировать приклеенную полку следует осторожно, чтобы не порвать ее обивку.