Монтаж уплотнителей дверных проемов, багажника и воздухозаборника
Уплотнители дверных проемов и багажника при каждом закрытии двери или крышки деформируются. Усилия, воздействующие на эти уплотнители, вызывают их сжатие, изгиб, отрыв или совместное действие. Поэтому эти уплотнители значительно мягче, эластичнее и менее выносливы, чем уплотнители не опускных стекол, и должны крепиться при помощи клея или соединительных элементов.
По виду монтажа уплотнители можно разделить на:
1) устанавливаемые на клею;
2) устанавливаемые на клею и закрепляемые скобами;
3) закрепляемые скобами, которые являются составной частью уплотнителя;
4) закрепляемые заклепками;
5) закрепляемые винтами;
6) закрепляемые гвоздями или сшивными скобами.
Уплотнители из сплошной резины, закрепляемые на клею, удаляют, взявшись за конец уплотнителя. Подобный способ применим и для уплотнителей, закрепляемых различными крепежными элементами. Уплотнители из пористой резины менее прочны, чем уплотнители из сплошной резины, поэтому очень резкое отделение их приведет к разрыву. В необходимых случаях при снятии уплотнителей из пористой резины используют отвертку или нож.
При демонтаже уплотнителей, установленных на клею и дополнительно закрепленных скобами, сначала отгибают скобы отверткой или плоскогубцами (в зависимости от конструкции), а затем уплотнители отклеивают, используя при необходимости отвертку или нож.
Уплотнители, закрепленные заклепками, винтами или гвоздями, демонтируют, удаляя крепежные элементы и снимая уплотнитель.
Перед монтажом уплотнителей фланцы дверных проемов или багажника при наличии повреждений необходимо отремонтировать. Погнутые фланцы выправляют молотком, а порванные сваривают. Присохшие на фланцах клей и грязь счищают. При склеивании деталей клей наносят на всю поверхность фланца и на уплотнитель. После этого клей должен подсохнуть. Через некоторое время уплотнитель накладывают на фланец или размещают в канавке, прижимая его по всей длине. Если клееное соединение дополнительно усилено скобами, то скобы до начал? монтажа уплотнителей закрепляют на фланце. Пример крепления уплотнителя проема багажника на клею с усилением крепления скобами приведен на рис. 6.56.
Приклеивание уплотнителей, разделенных углами проема, начинают от одного из углов и приклеивают каждый отрезок отдельно. Если проем имеет только один угол, то последующий стык уплотнителя должен разместиться на прямой линии; если это дверной проем, то посередине порога, так как порог обычно имеет накладку, которая предохраняет уплотнитель от отклеивания. В проеме багажника стык должен быть расположен на линии замка багажника, с помощью которого закрепляют концы уплотнителя.
Концы уплотнителей с замкнутым профилем сечения соединяют вставленным внутрь и приклеенным отрезком шнура или удерживаются скобой, закрепленной на фланце проема.
Уплотнители с крепежными элементами в виде желобка из стальной ленты 7 (см. рис. 1.59) имеют большую жесткость, поэтому их можно применять только в местах закруглений с большим радиусом порядка нескольких десятков миллиметров. Дверной проем с углами вынуждает разделять уплотнитель на углах. Кроме того, уплотнители разделяются на пороге. Уплотнители с желобком имеют большую жесткость. Для удобства транспортирования уплотнителей их разрезают на отрезки.
Уплотнители с крепежным элементом начинают монтировать с угла, а если проем не имеет угла, то уплотнитель монтируют так, как он был смонтирован до снятия. Монтаж уплотнителя заключается в насаживании его при помощи резинового молотка на выступающее ребро фланца дверного проема (рис. 6.57). При монтаже следует очень тщательно подбивать крепежные элементы к ребру фланца, особенно на его вогнутых местах, так как слабо закрепленные уплотнители могут быть сорваны при открывании , двери или во время движения автомобиля. Если уплотнитель свободно садится на ребро фланца дверного проема, его необходимо снять и ударами резинового молотка немного сплющить желобок крепежного элемента. Излишек уплотнителя обрезают.
Так же как у клееных уплотнителей, концы уплотнителей закрепляют вклеенным жгутом или металлической скобой, вставленной одним концом в профиль уплотнителя, а другим закрепленной на стальном листе дверного проема.
Монтаж щелевидного уплотнителя с крепежным элементом из синтетического материала (см. рис. 1.63, в и г), усиливаемым заклепками, проводится в такой последовательности. Резиновый уплотнитель (рис. 1.63, в) вставляют в крепежный профиль (рис. 1.63, г) из синтетического материала, расширяя желобок профиля отверткой. После этой операции уплотнитель устанавливают на ребро фланца проема при помощи резинового молотка (так же, как уплотнитель со стальным желобком). Установленный уплотнитель просверливают в нескольких местах и крепление усиливают односторонними заклепками (рис. 6.58).
Уплотнители закрепляют винтами только тогда, когда выступающие концы винтов не видны. Пример крепления уплотнителя из сплошной резины показан на рис. 6.59. Уплотнитель приклеен к металлу кузова, затем просверлен и закреплен самонарезающим винтом.
Окантовка для облицовки внутренней стороны дверного проема представляет собой шнуры из микропористой резины, обшитые тесьмой. Для закрепления гвоздями пригодны элементы уплотнителя, изготовленные только из ткани. Уплотнитель, закрепленный гвоздями, показан на рис. 6.45, б.