Монтаж уплотнителей поворотных и опускных окон (стекол)
Такие окна обычно встречаются в дверях. Двух дверные автомобили иногда имеют поворотные или опускные окна в боковых стенах кузова, и демонтаж и монтаж этих окон осуществляется тем же способом, что и дверных окон. Двери автомобилей оборудованы различными: механизмами и арматурой (замки, ручки, стеклоподъемники, устройства для поворота стекла, направляющие стекол, тяги и тросы). Для обеспечения демонтажа и последующего монтажа уплотнителей стекол иногда необходимо снять многие детали. Обойщик автомобилей должен иметь соответствующую квалификацию, чтобы демонтировать механизмы дверей и вновь их устанавливать.
Наиболее легко устанавливать двери, которые имеют рамы, привертываемые к каркасу двери, укомплектованные уплотнителями и стеклами. В таких дверях (рис. 6.60) для демонтажа стекол и уплотнителей необходимо выполнить следующие операции:
- опустить в нижнее положение опускное стекло;
- снять внутренний поручень и подлокотник, ручку стекло подъемника; внутреннюю запорную ручку или накладку ручки обивочную панель (в соответствии с описанием, приведенным в разделе 6.2);
- удалить бумагу или пленку, покрывающую проемы в каркасе двери, и отвернуть винты 4 (рис. 6.61), крепящие трос стеклоподъемника к раме опускного стекла, а также снять планку 2;
- поднять руками стекло вверх, равномерно поджимая рамку стекла кверху;
- снять уплотнители 3 (см. рис. 6.60), поддевая их отверткой сверху;
- отвернуть винты 2, 5, 6 и 7 и снять рамку вместе со стеклами;
- срезать заклепку 3 (рис. 6.62) и выбить ее из верхнего навеса поворотного стекла, соединяющего обойму 4 стекла с рамкой 2 .двери;
- освободить винт 1 (рис. 6.63) и вынуть стекло 4, заключенное в обойму 3, из рамки 2 двери;
- вынуть стекло 4 из обоймы 3.
Если в обойме уплотнитель не поврежден, не покрыт крошками стекла и хорошо прилегает к обойме, в нее можно вновь вставлять стекло. В случае, если уплотнитель поврежден, обойму тщательно очистить от остатков уплотнителя и крошек стекла, после чего установить на клею новый уплотнитель (рис. 6.64, а) в виде ленты из специальной резины и ударами резинового молотка вставить стекло. Стол, на котором монтируют стекло, должен быть покрыт мягким материалом для предохранения стекла от растрескивания или выкрашивания его краев. После установки стекла неравномерно выступающие части уплотнителя (рис. 6.64, б) обрезают ножом на уровне краев обоймы (рис. 6.64, б);
установить в рамку двери обойму со стеклом. При этом сначала вставить нижнюю ось 5 (см. рис. б.'бЗ) в предназначенное для нее гнездо 6и соединить заклепками 3 (см. рис. 6.62) и петлей верхнюю часть стекла с рамкой двери. При клепке между частями петли вставляют тонкую прокладку для создания зазора, необходимого для свободного вращения петли. После клепки надо удалить прокладку, завернуть винт 1 (см. рис. 6.63) так, чтобы поворотное стекло могло вращаться от усилия 2—3 кгс, прилагаемого к точке 7 (рис. 6.63) в углу обоймы;
заменить уплотнитель рамки поворотного стекла после демонтажа этого стекла из рамки двери, поддевая отверткой один из концов уплотнителя и вытягивая его из желоба рамки. Монтировать уплотнитель в рамку двери вдавливанием его в желоб. Монтаж начинать от угла рамки. Если уплотнитель входит в желоб с трудом, его нужно смазать глицерином.
Демонтаж опускного стекла очень прост, так как стекло можно вытянуть из рамки двери по направляющим; демонтаж и монтаж, опускного стекла в его рамку производят так же, как и поворотного стекла, с той разницей, что после вставки новый уплотнитель не обрезается, так как в автомобиле он не будет виден.
Уплотнитель опускного стекла в случае, когда рамка проклеена фетром, снимают, поддевая края фетра отверткой и вытаскивая его из желоба рамки. Фетровый уплотнитель не пригоден для повторного использования.
После очистки рамки от следов клея и остатков старого фетра, можно вклеить новый фетр. Эту операцию выполняют, как показано на рис. 6.64. Рамку двери, желобок рамки стекла и фетр: смазывают клеем, а для подгонки фетра по месту вместо стекла используют лист древесноволокнистой плиты. Вставляя лист в желоб, формуют уплотнитель, а затем обрезают лишние части (фетра, выходящие из рамки).
В рамку двери вставляют опускное окно и в смонтированном виде закрепляют рамку на двери, выполняя операции в порядке обратном демонтажу.
Совершенно иной тип представляют собой двери, у которых рамка окон отштампована как одно целое со всей панелью двери, что не позволяет отделить рамку от двери при демонтаже (рис. 6.65). Поворотное стекло такой двери заменяют в таком по рядке: оттягивают кнопку 3 тяги выключателя замка и отвертывают все самонарезающие винты 2 по контуру рамки двери. Следует иметь в виду, что один винт может быть расположен в нижней части рамки, а его головка может быть скрыта в уплотнении поворотного стекла;
Монтаж опускного стекла проводят в обратной последовательности, чем при демонтаже: но с некоторыми отличиями.
Непригодное стекло вынимают из рамки, а новое вставляют в старый уплотнитель, если он находится в хорошем состоянии и прочно удерживает стекло. Если же уплотнитель имеет повреждения или слишком слабо удерживает стекло, уплотнитель заменяют.
При монтаже опускного стекла его устанавливают так чтобы поворотное стекло можно было свободно открывать и закрывать, а вертикальные направляющие регулируют так, чтобы стекло не имело перекосов.
Пружины ставят на оси внутренней ручки двери и на ручке стеклоподъемника, прижимают их облицовочной панелью двери и закрепляют самонарезающими винтами, вставив их в прежние отверстия. Если для монтажа использована новая панель без отверстий под винты, следует просверлить отверстия в новых местах, не совпадающих с расположением старых отверстий.
Перед установкой рамки окна следует в щель уплотнителя поворотного стекла вложить шнур 6 (см. рис. 6.65) диаметром около 2,5 мм для установки уплотнителя в дверной панели.
После установки рамки дверного окна необходимо плотно прижать ее к двери и закрепить самонарезающими винтами.
Уплотнители опускных стекол окон, имеющие форму желобка (см. рис. 1.57, а), армированы металлическим каркасом, вставлены в металлические желобки и закреплены самонарезающим винтом. Демонтаж желобка уплотнителя начинают с отвертывания винта, затем снимают уплотнитель. Установку уплотнителя проводят осторожно, устанавливая его на место при помощи резинового молотка.
Монтаж механизмов двери необходимо начинать с установки ограничителя, так как этот механизм предохраняет дверь от чрезмерного открывания и повреждения. Затем устанавливают замки, дверные ручки, их тяги, механизм стеклоподъемника. Уплотнители опускного стекла устанавливают при помощи резинового молотка. Монтаж нижних уплотнителей стеклоочистителя показан на рис. 6.72. Поворотное стекло устанавливают после раздвижки панелей при помощи специальных щипцов или деревянного клина.
Если есть необходимость демонтажа поворотного стекла, это можно сделать непосредственно на автомобиле при помощи отвертки (рис. 6.73). Стекло следует вынимать осторожно, чтобы не повредить уплотнение. При монтаже новое стекло вставляют вручную в желобок стальной обоймы с уплотнителем, а затем плотно подгоняют стекло при помощи резинового молотка. При такой подгонке помощник должен подпирать обойму с другой стороны тяжелым молотком для предохранения опор обоймы от поломки. Это самый простой и быстрый способ замены поворотного стекла.