Техника вождения автомобильных и тракторных поездов
При перевозке сельскохозяйственных грузов используют как одиночные автомобили, так и с прицепами. Тракторы применяют с различными прицепами, тележками.
Прицепы различают одно- или двухосные. Для увеличения грузоподъемности автотракторных поездов в их составе может быть несколько прицепов, но общая длина поезда не должна превышать 24 м. На таких поездах перевозят, как правило, зерно, хлопок и другие сельскохозяйственные грузы. При движении тракторного поезда на автомагистрали водитель соблюдает общие правила движения, конечно, применительно к скорости, развиваемой трактором.
Запрещается обгон более тихоходных средств тракторными поездами на спусках и подъемах. Тракторист должен знать габаритную высоту и ширину прицепов и грузов, что особенно важно при проезде под мостами и арками.
Вождение автотракторных поездов значительно сложнее вождения одиночного автомобиля или трактора и требует специальной подготовки и приемов управления. На характер и условия безопасности движения поездов существенно влияют наличие шарнирной сцепки, перераспределения нагрузки на оси тягача. Следует помнить, что траектория движения тракторного тягача и прицепа на поворотах не совпадает и увеличивается ширина поворота. Это должно учитываться водителем при разъезде на поворотах. Неправильный расчет при этом может привести к наезду на препятствия, столкновению с другим транспортным средством.
Особое внимание водитель должен уделять сцепному устройству, так как оно испытывает значительные нагрузки при трогании с места, торможении и движении. Буксирный крюк должен быть исправным и надежно закрыт.
Для предупреждения отрыва прицепа от тягача применяют стальной трос или цепь, надежно крепящуюся на прицепе и буксирном устройстве тягача.
Водителю следует учитывать также и то, что при управлении автотракторным поездом может происходить при определенных условиях складывание поезда, особенно часто это происходит с тракторными транспортными поездам при резком торможении всего поезда и боковом заносе прицепа или при торможении только тягача. Складывание транспортного поезда опасно тем, что при этом прицеп может столкнуться с другим транспортным средством или опрокинуться.
Трактористу следует помнить, что тракторный поезд при движении обладает большой кинетической энергией и поэтому резкий поворот на скорости приводит к опрокидыванию трактора и прицепа. Вероятность опрокидывания при этом тем больше, чем больше скорость движения, чем выше центр тяжести трактора и прицепа it меньше радиус поворота. Устойчивость тракторного поезда на повороте при движении по ровной дороге обеспечивается на скорости не больше 5 км/ч.
Тормозной путь тракторного поезда почти в два раза больше, чем одиночного трактора, если не подключена тормозная система прицепа или неисправны тормоза трактора. Так, тормозной путь трактора МТЗ-50 с прицепом 2ПТС-4 и грузом 4 т на горизонтальном участке при торможении только трактором на скорости 25,6— 26,7 км/ч составляет 14,3 м, только прицепом—15,15 м, а при торможении трактором и прицепом — 8,8 м.
Водитель должен правильно пользоваться тормозами, то есть тормозить плавно, без рывка. При управлении тракторными поездами водитель вначале притормаживает прицеп, а затем трактор. Водитель также должен помнить, что, используя одно- или двухосные прицепы (особенно тракторные) при движении поезда по прямой, возникают поперечные колебания прицепа (виляние), которые при разъезде с встречным транспортом могут привести к столкновению. В случае появления такого виляния прицепа водитель должен увеличить несколько скорость поезда. Во всех случаях подготовки автотракторного поезда к работе водитель должен подсоединить тормозную систему прицепа к тягачу (автомобилю или трактору).
Во время сцепки прицеп должен быть заторможен. При подъезде к нему автомобиля или трактора между ними нельзя находиться людям. Рабочие, помогающие произвести сцепку, должны находиться сбоку от прицепа и показывать водителю правильность подъезда к прицепу.
На транспортные работы должны выделяться колесные тракторы, обеспеченные жестким каркасом для предохранения водителя от травмирования в случае опрокидывания трактора.