porsche.jpg

Обеспечение устойчивости транспортных средств

Устойчивость транспортного средства (продольная и поперечная) при движении зависит от его конструктивных параметров. Под устойчивостью транспортного средства понимается способность противостоять действию внешних сил, приводящих к опрокидыванию, сползанию пли заносу.

От характера действия этих сил зависит безопасность труда и движения транспортного средства. Так, сила тяжести прижимает колеса к дорожному покрытию и обеспечивает сцепление их с дорогой. Неравномерное распределение груза в кузове автомобиля или навеска у трактора большой массы может привести к смещению центра тяжести, отрыву передних колес от дороги и потере управляемости.

В зависимости от массы и габарита груза меняется и расположение по высоте центра тяжести, а следовательно, при определенных условиях может снизиться устойчивость транспортного средства.

При движении на поворотах на транспортное средство действует центробежная сила, стремящаяся опрокинуть трактор или автомобиль или занести его. Ее можно определить по формуле:

Pц=G*V2/g*R

 где V — скорость движения, м/с;

g— ускорение силы тяжести, м/с2;

R— радиус поворота, м;

G —масса транспортного средства, кг.

Итак, чем больше скорость и меньше радиус поворота, тем больше центробежная сила, и, следовательно, опасность опрокидывания транспортного средства увеличивается (рис. 5). Центробежная сила будет создавать опрокидывающий момент: Мц  =     Рц*hц, а сила тяжести, приложенная к центру тяжести,— противодействующий опрокидыванию моментов Мв= G*B/2,    где В — ширина транспортного средства, м.


Нарушение устойчивого движения транспортного средства чаще проявляется в виде бокового скольжения, которое начинается при скольжении. Он будет разным для автомобилей и тракторов, а также зависит от дорожного покрытия.

На коэффициент сцепления влияет и нагрузка, приходящаяся на колеса, и состояние шины.

По данным НИИАТа, для автомобилей коэффициент сцепления будет следующим:

 

Состояние поверхности

Дорога

   
 

сухая

мокрая

Асфальтобетонная,

 

0,4—0,5

цементобетонная

0,7—0,8

Щебеночная

0,7—0.8

0,4—0,5

Грунтовая

0,5—0,6

0,3—0,4

Покрытая укатанным

0,2—0.3

 

снегом

Обледенелая

0,1—0,15

 

Боковое скольжение трактора или автомобиля возникает при блокировании колес тормозами во время гололеда или на скользкой дороге, может начаться и при резком ускорении на скользкой дороге с буксованием ведущих колес при неравномерном распределении груза Во многих случаях боковое скольжение заканчиваете поперечным опрокидыванием транспортного средства.


Для трактора коэффициент сцепления равен:

 

Для колес

 

Дорога

сухая

поверхность

мокрая

поверхность

Для гусениц

Асфальтобетонная, цементобетонная Укатанная грунтовая Укатанная снежная Обледенелая

0,75

0,65

0,15

0,07

0,4

0,5—0,4

-

-

0,5—0,7 0,6—1,1 0,6—0,8 0,2—0,4

При движении транспортного средства поперек склона может также возникнуть боковое скольжение. Чем круче уклон, по которому движется транспортное средство, тем больше действие составляющей силы веса, которая параллельна поверхности дороги и стремится сдвинуть или опрокинуть транспортное средство. В этом случае колесные тракторы чаще опрокидываются. Поэтому на транспортных работах необходимо тракторы разворачивать чрезвычайно осторожно, а работать на максимально широкой колее— 1800—2000 мм. При перестановке колес местами следует следить за точной установкой их на одинаковом расстоянии от продольной оси трактора, иначе агрегат занесет в сторону.

опрокидывание момент сил

Наиболее подвержены поперечному опрокидыванию и менее устойчивы трехколесные тракторы или тракторы, используемые на транспортных работах, с колеей передних колес меньшей, чем задних.

Например, при использовании трактора МТЗ-50 с широкой колеей колес на повороте с наименьшим радиусом он может опрокинуться на скорости 23 км/ч, трактор МТЗ-5 — 21,4, К-700 — 26, Т-40 — 22,2 км/ч.

В продольном направлении транспортные средства опрокидываются очень редко, водитель должен только соблюдать правила движения на уклон и с уклона.

Так, предельный угол продольной устойчивости для тракторов МТЗ на уклоне составляет около 52°, а па подъеме — 44°. Она возрастает с увеличением базы н уменьшением высоты центра тяжести транспортного средства.

При движении автопоезда на горизонтальных участках дорог со скоростью 40 км/ч и закругленностью с радиусом

25 м величина поперечных колебаний прицепа относительно автомобиля-тягача в одну сторону не должна превышать 3% от его габаритной ширины, а по кривой любого радиуса ширина габаритного коридора не должна быть более 5,5 м.

Предельные скорости движении автомобилей на поворотах приведены ниже:

Дорога

При радиусах закруглений дорог, м

25

50

75

100

125

150

Сухая асфальтовая

40

60

75

85

95

105

Сухая щебеночная

40

50

70

80

90

95

Мокрая асфальтовая или

           

щебеночная

30

40

50

60

70

75

Укатанная смежная

25

35

45

50

55

60

Скорость движения автопоезда на крутых поворотах с радиусом до 15 м с сухой дорогой не должна превышать 10—15 км/ч. При разъезде на крутом повороте с встречным автопоездом необходимо учитывать его состав и длину. Автопоезд, движущийся по внешней стороне дороги, должен держаться у самой обочины, по внутренней — у осевой линии дороги левым колесом, но чтобы между ними оставалось расстояние 30—40 см.

car interiorLorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s...