audi.jpg

Требования к рулевому управлению транспортных средств

Требования к рулевому управлению

О техническом состоянии рулевого управления судят по величине свободного хода рулевого колеса. От исправности рулевого управления непосредственно зависит безопасность движения. Действующими Правилами дорожного движения и Правилами техники безопасности запрещается эксплуатация автомобилей в случае:

- люфта рулевого управления свыше нормы, установленного заводом-изготовителем, или превышающего повреждения или ослабления креплении картера и рулевого механизма, повышенного люфта в шарнирных соединениях рулевых тяг, повреждения шплинтованности деталей;

- затрудненного вращения рулевого колеса; неисправности гидроусилителя рулевого управления. Повышенный люфт рулевого колеса затрудняет управление, может на неровной или неисправной дороге привести к самопроизвольному поворачиванию передних колес.

Особенно опасно попадание колеса в яму или на камень, бревно или другое препятствие. Все это приводит к тому, что водитель затрачивает больше времени для поворота передних колес и быстрее устает. Свободный ход рулевого колеса измеряют динамометром - люфтомером, установленным на рулевом колесе (рис. 7).

люфтомера

Он позволяет измерить величину люфта и усилие для поворота колеса, перемещаемого в свободном ходу. Стрелку люфтомера крепят на рулевой колонке, а шкалу — на ободе рулевого колеса зажимами.

Для замера свободного хода рулевого колеса, силы трения в рулевом управлении, проверки технического состояния узлов рулевого управления передние колеса автомобиля устанавливают в прямом направлении и затем за рукоятку пружинного динамометра с усилием 1 кгс рулевое колесо поворачивают влево до начала поворота передних колес, после этого рулевое колесо поворачивают вправо также до начала поворота передних колес. Показания шкалы люфтомера влево и вправо складывают. Это и будет величина свободного хода рулевого колеса.

Пример. При повороте рукоятки динамометра влево стрелка-указатель отклонилась от пулевого деления и остановилась на шкале с указанием 5°, при повороте вправо — на 6°. Сумма их (11°) будет показывать свободный ход рулевого колеса.
Величина свободного хода рулевого колеса у нормально отрегулированного рулевого управления должна быть: для автомобилей ГАЗ-53А, ГЛЗ-53Ф, ГАЗ-51А — не более 10°; ГАЗ-66 —до 10—15°; ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-157, ЗИЛ-164 — до 15°.
В исправном рулевом управлении при усилии на рукоятку пружинного динамометра 1 кгс свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25°.

Свободный ход рулевого колеса автомобилей, оборудованных гидроусилителями, измеряют только при действующем гидроусилителе, при этом угловой свободный ход не должен превышать 15°.
Для каждой марки автомобиля заводской инструкцией по эксплуатации установлены нормативы требуемых усилий для поворота рулевого колеса. Так, усилие на рукоятке динамометра для нагруженных автомобилей марки ГАЗ с работающим двигателем должно быть 4 кгс, для ЗИЛ — 6 кгс.

При повороте рулевого колеса и разные стороны с усилием 6—10 кгс не должно быть заметной игры в шарнирных соединениях рулевого привода. Усилие для поворота вывешенных передних колес грузовых автомобилей не должно превышать 4 — 5 кгс. Тугое вращение колеса не допускается.

Величина этих усилии существенно влияет на управляемость автомобиля и физическую нагрузку водителя. Чрезмерно большие усилия на рулевом колесе затрудняют выполнение быстрых маневров, приводят к утомлению водителя, снижают его внимание, ухудшают реакцию и т. д. В то же время не отвечает требованиям обеспечения безопасности и излишне легкое управление рулевым колесом, так как в этом случае водитель плохо чувствует дорогу. Оптимальное значение максимальных усилий на ободе рулевого колеса должно быть от 2—4 до 12 кгс.

Не должен допускаться к эксплуатации автомобиль при наличии заметного люфта в сочленениях продольной рулевой тяги с сошкой и поворотным рычагом или поперечной рулевой тяге с рычагом поворотных цапф, а так же люфта сошки на ее валу и повышенного люфта на шкворневом соединении.

Увеличенные зазоры могут быть причиной вибрации передней части автомобиля и потери им устойчивости, Повышенный люфт рулевого колеса и вибрация передней части автомобиля наблюдаются при незакрепленном картере рулевого механизма. Нужно подтянуть болты или крепления картера к раме. Люфт подшипников червяка устраняют путем снятия регулировочных прокладок картера рулевого механизма (ГАЭ-53А). Зазор и зацепление ролика с червяком регулируют вращением регулировочного винта.
Изношенную втулку вала сошки, как и вал сошки с изношенными шлицами, заменяют.

Если детали шарнирных соединений тяг изношены или не закреплены, это может вызвать повышенный люфт рулевого колеса, отсоединение рулевых тяг на ходу и при вести к потере управления.

Для облегчения управления на автомобилях ГАЗ (Ш, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, Урал-375, Урал-377 устанавливают гидравлические усилители.
Управлять рулевым колесом становится тяжело, если выключился двигатель, а автомобиль продолжает движение. То же происходит при движении накатом, когда насос гидроусилителя не действует. Неравномерное усилие в гидроусилителе может быть вызвано слабым натяжением ремня привода насоса. Длительная работа с выключенным гидроусилителем приводит к усиленному износу рулевого привода и его отказу.

Гидроусилитель может не работать в случае: отсутствия масла в системе гидроусилителя, отвертывания седла предохранительного клапана или заедания перепускного клапана насоса,

car interiorLorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s...