Шинная поворачиваемость ч.3
При большей эластичности шин задних колес будет сильнее смещаться задняя часть автомобиля, при большей эластичности передних - передняя. При перекатывании на наклоненной платформе такой автомобиль с закрепленным рулем будет двигаться по кривой линии, направление которой зависит от разности увода передних и задних шин.
К чему же это приведет во время движения? Если при прямолинейном движении на автомобиль подействует поперечная сила, вызванная, например, давлением ветра, наклоном дорожного полотна или другими обстоятельствами, автомобиль, у которого увод шин передних колес больше, чем задних, без поворота управляемых колес начнет двигаться по дуге. Поскольку боковая сила сместит переднюю часть автомобиля больше, чем заднюю, эта дуга направит автомобиль в сторону действия силы: если ветер толкнул справа, автомобиль поведет влево. С другой стороны на двигающийся по дуге автомобиль тут же начинает действовать центробежная сила, и поскольку в нашем примере центр дуги, по которой движется автомобиль, находится слева, центробежная сила будет направлена вправо, против силы, отклонившей автомобиль от курса, и в конце концов уравновесит ее. Автомобиль самостоятельно вернется к движению по прямой без вмешательства водителя.
Если увод у задних колес больше, чем у передних, тот же ветер справа в большей степени сместит заднюю часть автомобиля, и он направится по дуге навстречу ветру, т.е. вправо. Появившаяся от движения по дуге центробежная сила сложится, с силой ветра, и они еще больше искривят траекторию движения автомобиля. В данной ситуации необходимо вмешательство водителя, иначе автомобиль, круче и круче отклоняясь от курса, сойдет с дороги или окажется в заносе.
Как следует из этих примеров, различный по величине увод передних и задних шин - далеко не безобидный фактор. Тот автомобиль, у которого уводы передних и задних шин одинаковы, обладает нейтральной поворачиваемостью. Он более-менее точно следует туда, куда его направляет водитель, Автомобиль с большим уводом передних шин обладает недостаточной поворачиваемостью. Входя на нем в поворот, водитель должен повернуть руль на несколько больший угол, чем на автомобиле с нейтральной поворачиваемостью. Наконец, автомобиль с повышенным уводом задних колес обладает избыточной поворачиваемостью, так как поворачивает круче, чем того требует поворот рулевого колеса, поскольку его доворачивает возникающая на закруглении центробежная сила.