Разрушения вследствие аварии часть 1
Очевидно, что при ударе автомобиля о грунт или о какие-либо другие препятствия в случае, если он при движении выходит за пределы дорожного полотна, кроме деформации кузова, могут произойти разрушения ряда деталей ходовой части - трансмиссии, рулевого управления и системы тормозов, т.е. тех деталей, которые непосредственно или по цепочке через другие воспринимают воздействие высоких однократных нагрузок во время контакта автомобиля с грунтом или другим препятствием.
Проведенный на Волжском автозаводе анализ разрушений, полученных автомобилями при ударах о препятствия или грунт во время аварий, за 15-летний период показывает, что на однотипных автомобилях в подавляющем большинстве разрушаются практически одни и те же детали. Количество разрушений зависит от местоположения детали на автомобиле и направления удара. Ниже приводятся сведения о наиболее повреждаемых узлах автомобиля и деталях в соответствующем узле. Таблица 1 составлена на основе обращений к заводу владельцев автомобилей ВАЗа классической компоновки, потерпевших аварии в течение 1973-1987 г.г. по причинам потери устойчивости и управляемости.
Наименование деталей, разрушенных от перегрузок при ударах о грунт и препятствия при авариях |
Разрушились из общего числа деталей (%) |
Разрушились из числа деталей со-отв. узла (%) |
Задний мост и амортизаторы |
6.8 деталей данного узла |
|
- Разрушение подшипника полуоси |
0.5 |
7.1 |
- Распрессовка запорного кольца подши |
0.5 |
7.1 |
пника полуоси |
||
- Разрушен задний амортизатор |
1.5 |
21.4 |
- оборван шток |
1 0 |
14.3 |
- оборвана проушина |
0.5 |
7.1 |
Система тормозов |
5.4 деталей данного узла |
|
- Трещины или излом тормозного диска |
2.9 |
54.5 |
переднего колеса |
||
- Защемление или обрыв тормозного |
2.0 |
36.4 |
шланга |
||
- разрушение штуцера тормозного шланга |
0.5 |
9.1 |
Колеса и ступицы |
4.9 деталей данного узла |
|
- Звездообразный порыв камеры |
3.9 |
80.0 |
- Разрушение наружного подшипника |
1.0 |
20.0 |
ступицы колеса |
||
Карданная передача |
3.9 деталей данного узла |
|
- Излом крестовины карданного вала |
3.4 |
87.5 |
- Излом шлицованного конца кардан |
||
ного вала |
0.5 |
12.5 |
Как следует из приведенных ниже данных по разрушению деталей и узлов автомобилей ВАЗа классической компоновки, в каждых 10-ти авариях от ударов о препятствия в четырех-пяти случаях страдает передняя подвеска и в трех-четырех случаях - рулевое управление. Остальные узлы повреждаются значительно реже. Например, детали заднего моста разрушаются в одном случае из пятнадцати аварий.
Из деталей чаще всего при ударах автомобиля о препятствие разрушается ось нижнего рычага передней подвески (в трех случаях из 10-ти), затем рулевые тяги (в двух случаях из 10-ти). Третье место с большим отставанием занимает картер рулевого управления, который разрушается в одном случае из 17-ти аварий.
Для переднеприводных автомобилей ВАЗа (2108, 2109, 1111) данных статистики для выводов еще недостаточно, однако можно утверждать, что чаще всего при ударах о препятствия будут разрушаться кронштейн крепления растяжки, расположенный под передним бампером, рулевые тяги, картер рулевого механизма. Имеются случаи вырыва пальцев из шаровой опоры передней подвески и из рулевых тяг. Благодаря более жесткой связи задних колес с кузовом (в отличие от классики, где задний мост связан с кузовом посредством 5-ти штанг), при ударах в задний мост вырываются из кузова стержни приварных болтов кронштейнов крепления балки заднего моста. При этом приваренная к кузову периферийная часть головки болта в виде колечка остается внутри лонжерона.
В данном кратком экскурсе не представляется возможным рассказать об особенностях и внешних признаках разрушения большинства деталей, с которыми может встретиться читатель. Приведу лишь характеристики разрушений и технические данные по двум наиболее часто повреждаемым деталям: оси нижнего рычага передней подвески и рулевой тяге.