При штамповке у выходного отверстия отражателя неизбежно образуется мельчайшая шероховатость — гофра, которая может повлиять на его светораспределение. Поэтому первой операцией после штамповки является шлифование поверхности отражателя для устранения гофры, направленной вдоль образующих параболоида.
Реальные детали, получаемые в производстве, в результате того или иного технологического процесса отличаются от своих геометрических прототипов. Исследование этих отклонений позволило их разделить на следующие разновидности (ГОСТ 2789-73): отклонение формы и расположения; шероховатость.
Металлические отражатели изготавливаются штамповкой из стального листа или ленты с последующим нанесением алюминиевого отражающего покрытия.
Существует два основных типа фар, различающихся способом их крепления на автомобиле: выносной на кронштейне (см. рис. 1-22) и встроенный (см. рис. 1-27). В фаре первого типа кронштейн имеет шаровой шарнир, дающий возможность поворачивать фару в любой плоскости при регулировке направления ее лучей.
Оптика современных головных фар выполняется в виде отдельной конструктивной единицы — оптического элемента, состоящего из отражателя, рассеивателя и источника света. В 1940 г. в США были разработаны и получили в дальнейшем широкое применение неразборные цельностеклянные оптические элементы (лампы-фары), в которых спаянные вместе стеклянные отражатель и рассеиватель образовывали замкнутый объем, заполненный инертным газом и содержащий нити накала.
Если при конструировании рассеивателя достаточно точно установлено, на какой угол необходимо повернуть или растянуть световое пятно, создаваемое той или иной областью отражателя, то рассчитать угол при вершине призмы, которая для этого намечена, или радиус кривизны соответствующей линзы не представляет затруднений.
Значительно сложнее дело обстоит в случаях расфокусированной нити накала, применяемой при создании ближнего света. Это обусловлено тем, что каждый участок поверхности отражателя работает на свой участок поверхности экрана, а, следовательно, расположение микроэлементов на рассеивателе должно быть увязано с расположением этих участков; кроме того, необходимо создать требуемую асимметрию светового пучка.
Светораспределение, создаваемое только лампой и отражателем, не отвечает требованиям, предъявляемым к автомобильным фарам. Исключение составляют лишь фара-прожектор и прожектор-искатель, которые выполняются с гладким передним защитным стеклом, не имеющим преломляющих элементов.
Светораспределение оптического элемента является результатом совокупного действия лампы, отражателя и рассеивателя.
Совместная работа лампы с отражателем приводит к формированию светового пучка, превращение которого в заданное светораспределение должно выполняться рассеивателем. Очевидно, что для расчета рассеивателя необходимо знать исходное светораспределение, создаваемое источником света и отражателем при разных вариантах положения нити лампы относительно фокуса отражателя и его параметров.
Отражатель призван концентрировать световой поток, излучаемый источником света в ограниченном телесном угле, создавая тем самым большую силу света.
В качестве отражателя применяют параболоид вращения, поскольку он концентрирует световой поток точечного источника света в нулевой телесный угол, т. е. в пучок параллельных лучей.
Фарами называются световые приборы прожекторного типа, применяемые при движении автомобиля в темное время для освещения пути.
Распространенный термин «фара» произошел от французского слова «phare» — маяк, огонь или фонарь маяка, которое, в свою очередь, произошло от греческого Pharos, что означает остров, на котором в древности был построен знаменитый Фаросский маяк.
Наличие большого числа автомобилей и интенсивный прирост их парка в любой стране порождают массу проблем: развитие сети дорог, стоянок, рост числа дорожно-транспортных происшествий. У владельцев автомобилей возникают сложности, связанные с их хранением, обеспечением ремонтом и запасными частями. В результате до момента стабилизации автопарка резко возрастают затраты государства и населения не только на его рост, но и поддержание в работоспособном состоянии.