Конденсатор кондиционера
Обычно по направлению движения автомобиля на первом месте в подкапотном пространстве располагается конденсатор. Являющийся частью стороны высокого давления, обдуваемый вентилятором и набегающим в движении потоком воздуха, конденсатор представляет собой теплообменник (обычно - с перекрестным током теплоносителей), предназначенный для отвода выделяющейся при конденсации теплоты от превращающихся в жидкость паров хладагента. Его конструкция подобна конструкции радиатора системы охлаждения, и размещается он обычно перед радиатором.
Для обеспечения эффективного теплообмена конденсатор должен иметь минимальные гидравлические сопротивления, развитые поверхности и низкие термические сопротивления теплопередачи от хладагента к охлаждающему конденсатор воздуху. Кроме того, конденсатор должен быть легким и занимать под капотом как можно меньше места. В настоящее время широкое распространение нашли конденсаторы с плоскоовальными трубками и двумя коллекторами.
Проходя по трубкам, перегретый пар, поступающий в верхнюю часть конденсатора из компрессора, охлаждается до температуры насыщения (приблизительно до 50оС) и затем превращается в жидкость. В результате при работе кондиционера в обычных условиях по высоте лишь нижняя его треть заполнена жидким хладагентом, в то время как выше находится влажный насыщенный, затем сухой и на входе - перегретый пар.
Учитывая высокое давление, под которым хладагент находится в конденсаторе, замена поврежденного конденсатора радиатором системы охлаждения абсолютно недопустима.
Для обеспечения прохождения через конденсатор необходимого количества воздуха большинство автомобильных систем кондиционирования оснащаются дополнительным вентилятором (или несколькими вентиляторами). Как правило, вентилятор кондиционера имеет электрический привод.