Вентиляторы охлаждения кондиционера
Эффективная работа кондиционера в значительной степени зависит от условий теплосъема с поверхностей конденсатора и испарителя. Так, для отвода теплоты, переносимой из салона автомобиля в окружающую среду, необходимо обеспечить теплоотдачу от теплоносителя, переходящего в конденсаторе в жидкую фазу.
В целях интенсификации этого процесса производится принудительный обдув поверхностей теплообменника воздухом, подаваемым одним или несколькими вентиляторами. В принципе, конденсатор может и не иметь собственного вентилятора, а использовать для обдува вентилятор системы охлаждения двигателя, однако в большинстве случаев он обдувается по крайней мере одним автономным вентилятором. В современных системах для привода вентиляторов используются электромоторы. На старых автомобилях вентилятор мог приводиться и от коленчатого вала двигателя.
В большинстве случаев вентиляторы работают постоянно, однако существуют модели автомобилей, в которых привод вентилятора осуществляется через вязкостную муфту, или его включение и выключение осуществляется по командам специальных реле.
Для обеспечения необходимого охлаждения конденсатора и повышения интенсивности теплообмена, испаритель оснащается вентилятором. Он имеет электропривод и всегда располагается в корпусе испарителя. Вентилятор продувает через испаритель воздух, поступающий в него из окружающей среды или же, в случае необходимости (при включении режима рециркуляции) - из салона. В результате теплообмена с поверхностями испарителя воздух охлаждается, после чего подается в салон. При этом на температуру охлажденного воздуха существенное влияние оказывает скорость обдува поверхностей теплообменника. При большей скорости возрастает значение коэффициента теплоотдачи, но в результате меньшего времени контакта с испарителем температура воздуха оказывается более высокой. Меньших значений температуры охлаждаемого воздуха можно добиться при снижении скорости обдува поверхностей испарителя.