Нажимной и Отжимной диск ч.2. Ведомый диск
В некоторых случаях шариковый отжимной подшипник соединен с вилкой сцепления с помощью эластичного пластикового состава (компаунда), который позволяет шарикам самим совмещаться с центром сцепления и обеспечивать его плавную работу.
Когда сцепление включено, то есть осуществляется передача, между отжимным подшипником и диафрагмой должен иметься небольшой зазор. Этот зазор, который обычно измеряется у подушки педали и называется свободным ходом педали, необходим по двум причинам: он удерживает отжимной подшипник в разъединенном состоянии с вращающейся пружиной, а также обеспечивает действие полного давления пружины на нажимной диск.
Когда фрикционные накладки сцепления изнашиваются, зазор уменьшается, поэтому, если периодически не выполнять регулировку, зазор исчезнет и сцепление начнет проскальзывать.
Ведомый диск
Важные особенности конструкции ведомого диска можно лучше понять, если рассмотреть недостатки использования плоского стального диска с приклепанными с каждой стороны фрикционными накладками. Этими недостатками являются:
1. Коробление ведомого диска, что не позволяет выключиться сцеплению полностью (нет «чистоты» выключения сцепления).
2. Очень небольшой рабочий ход педали между включенным и выключенным положениями и, вследствие этого, затрудненный контроль этих двух положений.
Для преодоления этих недостатков в диске обычно проделываются отверстия или он деформируется таким образом, чтобы обеспечить «пружинящее» действие. Это обычно называется гофрированием; на рис. 1.5 показана одна из форм диска. Каждый из сегментов немного вогнут, так что фрикционные накладки пружинят, когда сцепление включено.
Если сцепление находится в положении привода и педаль нажата, ведомый диск будет стремиться отойти от маховика, образуя зазор. В этом положении фрикционные накладки будут разъединены, и между накладками будет проходить воздух, унося тепло. При включении осевое давление ведомого диска обеспечивает больший диапазон хода педали сцепления, в результате чего легче обеспечить плавное срабатывание сцепления.
На рис. 1.5 изображен ведомый диск, приклепанный к шлицевой ступице. Такое устройство иногда используется, но в большинстве случаев ступица крепится на главный диск независимо, а привод между двумя Деталями становится возможным или благодаря установке группы пружин, или благодаря склеиванию ступицы с диском при помощи соответствующей резины. Резина принимает на себя удары и поглощает их, тогда как в случае ступицы с пружинами удары принимают на себя пружины, а специальный фрикционный демпфер, установленный между диском и ступицей, поглощает энергию ударов. При помощи одной из этих двух ступиц можно поглощать торсионные удары от работы сцепления или вибрации двигателя.