Многодисковое сцепление
Передаваемый дисковым сцеплением крутящий момент зависит от четырех факторов; они указаны в нижеприведенной формуле, которая используется для расчета перегрузочной способности по крутящему моменту:
t = spur
где t = передаваемый крутящий момент (Нм); s — количество фрикционных контактов; р — полное давление пружины (Н);
u = коэффициент трения; r = средний радиус ведомого диска (м).
В тех случаях, когда давление пружины, трение или радиус сцепления должны быть ограничены, можно попытаться увеличить количество дисков, чтобы максимальный крутящий момент мог передаваться без проскальзывания. Сцепление, имеющее более одного ведомого диска, называется многодисковым сцеплением.
Хотя сцепление такого типа широко использовалось на автомобилях приблизительно до 1930 года, большие преимущества однодискового сцепления, в особенности его способность полностью разъединять передачу (его сопротивление проворачиванию), привели к тому, что многодисковое сцепление в настоящее время редко используется в качестве главного сцепления между диском и коробкой передач.
В настоящее время многодисковые сцепления используются вместе с автоматическими коробками передач. Коробка передач такого типа требует наличия нескольких дисков, чтобы удерживать несколько элементов передач, а поскольку диаметр сцепления в этом случае ограничен, приходится прибегать к использованию многодискового сцепления.
На рис. 2.1 изображены основные детали конструкции главного сцепления такого типа, которое использовалось на прежних автомобилях. Кожух сцепления прикручивается к маховику и благодаря наличию прорезей входит в зацепление с рядом выступов на других дисках. Эти диски изготовлены из листовой стали или имеют вставки из пробки или фрикционного материала; они действуют на внутренние пластины, которые соединены шлицами со ступицей. Нажимные пружины сдавливают диски вместе, обеспечивая привод.
Для выключения сцепления торцевая пластина вытягивается, прижимая пружину и отпуская другие диски. Трудно обеспечить то, чтобы все диски разъединились; чтобы избежать такой опасности, диски или бывают выпуклыми, или они оснащены небольшими пружинами, чтобы раздвигать диски друг от друга.
Сцепление может быть сухим или влажным (работающим в масляной ванне); преимуществом второго является уменьшенная вероятность «жесткого» срабатывания, благодаря тому, что моторное масло протекает через корпус сцепления.
Сцепления, используемые вместе с автоматическими коробками передач, обычно бывают «влажного» типа; они включаются от поршня, управляемого гидравлическим давлением. Во многих таких устройствах используются диски из спеченной бронзы, изготовленные из частично сплавленной порошковой бронзы или сжатой бумаги. Пористая поверхность допускает пропитку маслом, обеспечивая длительный срок службы и плавность работы. Другие виды использования многодискового сцепления рассмотрены ниже.