Обивка сидений
Поверхность любого сиденья покрыта каким-либо обивочным материалом, в качестве которого применяют ткани хлопчатобумажные, из синтетических волокон, из смеси натуральных и синтетических волокон, с поливинилхлоридным покрытием, кожу гладкую, мех.
Обивочные ткани характеризуются следующими параметрами: переплетением и густотой нитей, толщиной, фактурой поверхности и цветом. Поэтому возможно большое разнообразие внешнего вида сидений.
Обивку автомобильных сидений очень часто прошивают полосами для лучшей укладки материала, придания дорогостоящего вида, повышения трения об одежду, а также для получения более мягкой поверхности. Раньше обивочные ткани прошивали узкими валками, заполненными ватой. Такая технология ограничивала форму и размеры валков. Поперечные валки на заднем сиденье были очень длинные, что затрудняло их заполнение ватой. Кроме того, валки должны были быть вертикальными на спинке и продольными на подушке сиденья. В настоящее время для смягчения верха сидений, а также для получения необходимой фактуры поверхности сидений применяют пенополиуретан, армированный тканью. Пенополиуретан соединяют с обивочным материалом сваркой или прошивают соответствующим швом. Полученные таким способом валки имеют выпуклую форму, не сминаются и придают достаточную мягкость сиденью. Валки можно располагать в любом направлении: вертикально, горизонтально или в смешанном порядке. При этом нет ограничений по частоте расположения валков или по ширине.
Обивку спинки переднего сиденья в основном выполняют в виде чехла, который натягивают на каркас спинки вместе с пружинами и мягким настилом. Чехол закрепляют в нижней части каркаса при помощи специальных заклепок, приваренных к основанию, или скобами, которые забивают пневматическим пистолетом. Обивку подушек передних и задних сидений, а также спинки задних сидений чаще всего закрепляют скобами по всему периметру. Автомобили устаревших моделей могут иметь сиденья, обивка которых прибита к панелям из фанеры или картона, укрепленным на каркасе сидений. Обивку сидений из хлопчатобумажных тканей, тканей из смешанных подокон и кожи шьют на обойных швейных машинах, а обивку сидений из искусственных волокон, а также из тканей с поливинилхлоридным покрытием сшивают на машине или сваривают. Технологический процесс сварки элементов сидений отвечает современным требованиям. Он позволяет обеспечить высокую производительность, точность и строгую повторяемость. Он намного производительнее швейного процесса. Недостатками процесса сварки являются: большая стоимость и сложность оборудования (затраты на оборудование окупятся только при массовом производстве сидений); повышенные требования, предъявляемые к размерам, электрическим параметрам, прочностным свойствам материалов, трудность перенастройки оборудования для сидений другого типа; необходимость выполнения всех элементов обивки из материалов, поддающихся сварке (мягких элементов из полиуретана или акриловой ваты, а обивки — из пленочной искусственной кожи, тканей с поливинилхлоридным покрытием или из акриловой шерсти).
Для образования валков используют пенополиуретан. Этот материал пористый. Пузырьки, наполненные воздухом, сообщаются между собой, поэтому даже толстый пласт пенополиуретана можно без большого усилия сплющить до минимальных размеров. Пенополиуретан применяют в виде пластов однородной толщины. Пенополиуретан и обивочный материал в процессе сварки размягчаются, расплавляются и под давлением электрода склеиваются. Толщина сварного шва немного больше толщины обивочного материала. Для сшитых обивок применяют пластовый пенополиуретан, армированный тканью, т. е. такой пласт полиуретана, на котором с одной стороны наклеена тонкая хлопчатобумажная ткань. Армирование предохраняет пенополиуретан от перерезания шовной нитью. Для образования валка шов должен быть тонким, поэтому пласт пенополиуретана подвергают сжатию. Пенополиуретан — материал малопрочный, с малым сопротивлением резанию. Армированный пенополиуретан не имеет достаточной прочности, поэтому его сшивают швом «цепочкой». Шов цепочкой меньше давит на материал вследствие несколько большей ширины из-за наличия двух ниток, образующих этот шов. Сшитая обивка сиденья из пенополиуретана показана на рис, 1.35.
В сиденьях автомобилей старых марок, обитых хлопчатобумажными или шерстяными тканями, у которых в качестве мягкого элемента применяли вату, так как синтетические материалы и пенопласты из этих материалов еще не были известны или их не употребляли вследствие высокой стоимости, использовали совершенно иной способ образования валков. На обивочной ткани выполняли складки, которые затем на готовой обивке заполняли ватой. Вату для валков брали в виде спрессованных полосок соответствующей ширины и толщины, которые заталкивали специальным приспособлением в подготовленные пустые складки. Такая технология была малопроизводительна и очень трудоемка. Обивка подушки переднего диванного сиденья с валками, заполненными ватой, показана на рис. 1.36.
- Виды кантов обивки сиденья
- Подлокотники на дверях и сиденьях
- Складные тканевые крыши и тенты грузовых автомобилей
- Крепежные детали - скобы и винты
- Обивка потолка и закрепление материала
- Пружины сидений автомобиля
- Уплотнители подвижных стекол
- Конструкция механизмов регулирования спинок
- Конструкция подголовников сиденья
- Уплотнители дверей и багажника
- Сиденья грузовых автомобилей
- Обивка сидений
- Механизмы для регулировки положения сидений
- Амортизирующие заполнители сидений
- Каркасы сидений
- Мягкие декоративные накладки
- Сиденья автомобиля
- Применение резиновых ковриков
- Уплотнительные элементы кузова
- Жесткие обивочные панели
- Каркас сиденья автомобиля типа комби
- Сиденья специальных автомобилей
- Противосолнечные щитки, поручни и вешалки
- Звукоизоляционные материалы
- Мягкие обивочные панели
- Коврики и настилы
- Панели дверей и боковых стен салона
- Полки и вещевые ящики
- Сиденья автомобилей люкс
- Каркас задних сидений автомобиля
- Сиденья автомобилей, пользующихся спросом