Современные нормы светораспределения головных фар
В европейских странах применяется унифицированная система фар с асимметричным ближним светом и резкой светотеневой границей на ближнем свете. Светотехнические нормы для фар этой системы регламентированы в международном масштабе Правилом 1 Европейской экономической комиссии при ООН и, таким образом, начиная с 1960 г. практически во всех европейских странах действуют единые требования к светораспределению головных фар. В СССР, начиная с 1968 г., также было начато производство фар, соответствующих требованиям Правила 1 ЕЭК, и эта система фар с европейским асимметричным ближним светом рассматривается как перспективная.
Рис, 2-14. Разметка контрольного экрана для проверки ближнего света фар европейской асимметричной системы. Главные контрольные точки, соответствующие Правилам 1 и 5, зачернены (размеры даны в сантиметрах).
В США получили исключительное применение лампы-фары (т. е. фары с цельностеклянным оптическим элементом) с несколько иным светораспределением, не имеющие такой резкой светотеневой границы, кик у европейских фар.
Европейские нормы для головных фар по Правилу 1 ЕЭК.
На рис. 2-14 изображена разметка контрольного экрана для проверки ближнего света асимметричных фар.
Рисунок 2-15 иллюстрирует смысл приведенной разметки экрана.
Главными контрольными точками являются: B50L — точка, соответствующая положению глаз водителя встречного автомобиля, находящегося на расстоянии приблизительно 50 м, и точки 50R и 75R, характеризующие освещенность правого края полосы движения на расстояниях, приблизительно равных 50 и 75 м.
Контрольный экран предназначен для лабораторной проверки образцов фар на соответствие их светораспределения европейским нормам.
Испытанию подвергается одиночная фара, которая располагается на расстоянии 25 м перед вертикальным экраном.
При этой установке проверяются освещенности в контрольных точках экрана при ближнем свете, которые должны соответствовать значениям, указанным в табл. 2-3.
Измерение освещенности может производиться фотоэлементом, помещенным в центре экрана — в точке Н, путем поворота неподвижно установленной фары в горизонтальном и вертикальном направлениях на углы, соответствующие расстояниям, указанным на рис. 2-14 и приведенным в табл. 2-3. Для ускорения процедуры испытания применяются также стенды с ручным или автоматическим управлением, в экраны которых вмонтировано несколько фотоэлементов в контрольных точках экрана, а фара неподвижна.
Проверка светораспределения при дальнем свете производится следующим образом.При этом ось светового пучка дальнего света создает на экране точку максимальной освещенности, расположенную выше линии Н'Н' (см. рис. 2-14).
Освещенность измеряется в пяти контрольных точках, расположенных на линии Н'Н' (рис. 2-16). После этого поворотом фары на небольшие углы вниз и в стороны отыскивается точка максимальной освещенности и измеряется эта освещенность. На рис. 2-16 изображено приблизительное расположение изолюкс, соответствующее требованиям Правил 1 ЕЭК. Освещенность в точке Н должна составлять не менее 0,9Етах, где Етах — максимальная освещенность. Другими словами, точка Н должна охватываться изолюксом.
Требуемые нормы освещенности при дальнем свете приведены в табл. 2-4.
Фары европейской асимметричной системы начали выпускаться с металлостеклянным оптическим элементом (металлический отражатель и стеклянный рассеиватель) и отдельной двухнитевой лампой типа R2 мощностью 45—40 Вт, вставляемой с обратной стороны отражателя. Правило 1 регламентирует также посадочные размеры оптического элемента, а Правило 2 — размеры и характеристики двухнитевой лампы типа R2, которая должна применяться с ним. Эти оптические элементы маркируются дополнительным обозначением CR, вписанным в квадрат (рис. 2-17,а), или одной буквой С (Code) или R (Route), если они предназначены только для одного вида света, ближнего или дальнего.
В дальнейшем европейская промышленность стала выпускать также и цельностеклянные оптические элементы с асимметричным светораспределением (лампы-фары — sealed beam), мощностью нитей 60+50 Вт при диаметре 178 мм и 37,5+50 Вт при диаметре 145 мм, маркируемые дополнительной буквой S (рис. 2-17,6). Характеристики этих цельностеклянных оптических элементов нормированы Правилом 5 ЕЭК, причем светотехнические нормы ближнего и дальнего света такие же, как и установленные Правилом 1.
Для всех оптических элементов с галогенными лампами установлены значительно большие минимальные силы света и введены дополнительные контрольные точки B75L, 50L и 50V (табл. 2-3 и рис. 2-14). Кроме того, в них ограничивается максимальная освещенность экрана при дальнем свете значением 240 лк, что соответствует максимально допустимой силе света
1тах=ЕтахР = 240-252 = 150000 кд.
Поэтому в маркировке галогенных оптических элементов справа от круга ставится условное значение их максимальной силы света 1'тах=0,208Етах, округленное до ближайшего числа следующего ряда: 7,5— 10— 12,5—17,5—20—25—27,5—30—40—45—50.
Правилами ЕЭК установлен также другой вариант светотеневой границы — ступенчатый (рис. 2-17,е), при котором правая часть светотеневой границы (при правостороннем движении) также горизонтальна, но расположена на 25 см выше левой части и соединяется с левой частью линией, проходящей из точки Н под углом 45°. Смысл нового варианта светотеневой границы — уменьшить засвет заднего окна впереди идущего автомобиля, который может слепить его водителя отражением света фар в зеркале заднего вида.
Нормы освещенности контрольных точек экрана (рис. 2-16) при дальнем свете от фар с галогенными лампами в 1,5 раза выше (см. табл. 2-4). Кроме того, как было уже сказано выше, установлена максимально допустимая освещенность 240 лк.
- Электрическая масса автомобиля
- Диоды в генераторе автомобиля
- Современные нормы светораспределения головных фар
- Обозначение электрооборудования
- Неисправности электропроводки автомобиля
- Американские нормы для фар
- Система освещения автомобиля
- Европейские нормы для фар
- Приборы, обязательные для некоторых видов автомобилей
- Регулировка прерывателя контактов
- Регуляторы опережения зажигания
- Прерыватель распределителя зажигания
- Аккумуляторная батарея, требующая малого технического обслуживания
- Получение высокого напряжения
- Состав и размещение световых приборов на автомобиле
- Принцип работы автомобильного генератора
- Генератор Холла
- Типы автомобильных ламп
- Конструкция и размещение световых приборов
- Цепи зажигания
- Световые приборы по нормам США
- Нормируемые параметры ГОСТ световых приборов
- Маркировка автомобильных ламп
- Электронные системы зажигания
- Техническое обслуживание аккумуляторных батарей
- Свечи зажигания автомобиля
- Конструкция генератора
- Обычные аккумуляторные батареи
- Катушки зажигания и свечи
- Свинцовая аккумуляторная батарея
- Система зажигания двигателя
- Проблемы запуска двигателя
- Установка зажигания
- Автоматическая корректировка направления лучей фар
- Оптический генератор
- Опережение зажигания двигателя
- Европейская экономическая комиссия при ООН по стандартам автомобильных фар
- Работа генератора автомобиля
- Системы управления двигателем
- Магнитный потока генератора
- Электрооборудования автомобиля
- Требования к светосигнальным приборам автомобиля
- Принцип работы системы зажигания
- Начальный период нормирования автомобильных световых приборов в Европе
- Международные организации по нормированию и стандартизации освещения
- Техническое обслуживание системы зажигания
- Регулировка фар автомобиля
- Нормы США для оптических элементов автомобиля